Склады Екатеринбурга, сохраняющие нейтральные показатели развития, оставались до сегодняшнего дня островом стабильности на рынке коммерческой недвижимости России. К ноябрю 2015 года вакантные площадки, как и год назад, составляли всего 2%. Объемы поглощения по-прежнему превышали объемы складов. Помещения классов «А» и «В» загружались полностью. В элитных секторах даже наблюдался дефицит. В 2016 году все может измениться. Аналитические прогнозы предсказывают рост невостребованных площадок до 5-7% на фоне снижения арендных ставок.
До сегодняшнего дня рынок складской недвижимости Екатеринбурга сохранял стабильность. В 2015 году арендные ставки в сегментах «А», «В» и «С» были сопоставимы со ставками прошлого года. На некоторых объектах тарифы даже подросли, что объясняется неплохой динамикой поглощения. В целом по Екатеринбургу спрос на складские площади превысил арендные предложения. Угрозы перенасыщения рынка нет. До 90% комплексов строятся под заказчика. Качественные, хорошо технически оснащенные складские помещения классов «А» и «В», не пустуют никогда. Более того, регион нуждается в новом строительстве складских площадок с продуманными современными логистическими концепциями и удобной локацией.
Что настораживает аналитиков и заставляет делать неутешительные прогнозы? Наблюдается отток арендаторов, испытывающих финансовые трудности, на собственные складские площадки. Арендаторы пересматривают договора, уменьшая занимаемые площади. Иностранные компании, имеющие на Урале свои распределительные центры, такие как концерн General Motors, уходят с российского рынка. Сокращаются товарные запасы коммерческих структур. И непохоже, что в ближайшее время тенденция изменятся. Значит, уже в 2016 году многие складские площадки Екатеринбурга останутся вакантными. В течение нескольких последних месяцев на региональном ранке складской недвижимости наметилась тенденция снижения арендных ставок, чего в прошлые годы не наблюдалось. УПН прогнозирует по отдельным объектам снижение до 10%.
Производственно-складские комплексы выставляются на продажу в связи с тяжелой экономической ситуацией и вынужденным желанием собственников направить финансы на другие объекты. Отсутствие инвестирования, нормального кредитования при недостатке собственных средств, заставляет покупателей жестко стоять на своих условиях, а продавцов их принимать, опуская первоначальную цену вдвое. Еще полгода назад подобное было трудно представить. Даже на столь выгодных условиях представители бизнеса не спешат покупать складскую недвижимость, а строят собственные склады или арендуют площадки.
Вопрос формирования в Екатеринбурге логистического хаба остается открытым и пока не вызывает интереса у девелоперов. Создание ЕвраЗЭС привело к изменению российских транспортных потоков в сторону Беларуси и Казахстана. Урал оказался далеко от границ таможенного союза. Надежды на сохранение стабильности и развитие рынка складской недвижимости Екатеринбурга связаны с перспективами строительства международного транспортного коридора «Берлин – Пекин». А также с развитием проекта Уральской логистической платформы. В непростых экономических условиях Екатеринбургу важно не тратить ресурсы на борьбу с конкурентами, а на взаимовыгодных условиях сотрудничать со складскими центрами ближайших городов, создавая единую систему взаимодействия. Улучшить ситуацию поможет и развитие финансовой системы страны, ее способность обеспечить кредитование складской отрасли.