Подведение итогов по объемам осуществленных в 2015 году грузоперевозок железнодорожным транспортом не слишком обнадеживающие – наблюдается негативная тенденция с показателем в 3,5% по сравнению с 2014 годом. Это обусловлено достаточно заметным ростом объемов в 2014 году в 11,2%. Если сравнивать 2015 с 2013 годом, то показатели остались практически на том же уровне с небольшой разницей в -0,3%. Единственным положительным результатом 2015 года можно назвать прирост объемов экспорта через российские морские порты с показателем +3,6%.
Главной причиной процентных изменений в объемах перевозок является снижение рыночных цен на стратегические товары – нефть, уголь и черные металлы – и значительные колебания курса рубля по отношению к другим мировым валютам.
Но для аналитической оценки продуктивной работы железнодорожных компаний немаловажно также мнение клиентов, заказывающих грузоперевозки.
Мнения грузоотправителей касательно качества сервиса транспортных компаний в прошедшем году не единогласны.
Большинство клиентов видят причину снижения объемов грузоперевозок в общем состояния рынка, нарастающей конкуренции и в девальвации рубля. Что касается межкорпоративных отношений отправителей грузов и перевозчиков, наибольшей проблемой года оказалось изменение правил согласования чертежей, используемых для перевозки негабаритных грузов. По словам Ивана Кашицкого, генерального директора ООО «ФриРэйл», подобное недоразумение оттянуло отправку груза на 1,5 месяца и несколько подорвало доверие клиента.
Тяжелые времена переживают и транспортные компании, экспортирующие лесоматериал. Причиной тому они называют не посредственную работу железнодорожных компаний или нехватку вагонов, а сложившуюся ситуацию рынка. На данный момент держаться на плаву им позволяет лишь стойкое снижение курса рубля.
Наиболее негативной тенденцией роста в 2015 году отличаются компании, перевозящие строительные материалы. Многие из них пережили наиболее сложные времена, связанные с недостатком вагонных составов после передачи парка АП из управления ФГК в собственность ЦФТО.
В частности, начальник логистического отдела ООО «ГК «Евразия» Константин Жуков заявляет о катастрофическом снижении объемов и отказе клиентов сотрудничать. Объяснением тому он находит частичное и полное разрушение логистической системы, успешно функционирующей многие годы до этого. По его словам, после передачи парка в управление ЦФТО каждый оператор преследовал свои интересы, не желая понимать опасности сложившейся рыночной ситуации. Вместо того, чтобы сплотиться в единую команду в борьбе за каждого клиента, отдельные грузовые операторы лишь усугубили свое положение и положение партнеров-грузоотправителей.
Похожие отзывы следуют и от другой крупной компании, перевозящей строительные материалы. В целом год для них был завершен с положительным результатом, но после создания парка АП в составе ЦФТО в августе 2015 им пришлось отказаться от аренды вагонов у данного предприятия. В прошлые годы доля вагонов, арендуемых у ФГК, составляла порядка 70% от общего количества арендованного подвижного состава.
Отдельно стоит упомянуть о мнении заказчиков железнодорожных компаний о клиентоориентированности перевозчиков. Большинство из них, все же, готовы пойти на уступки, понять ситуацию, предоставить скидку при заказе или продлить срок оплаты. Общие тенденции по продуктивному взаимодействию с заказчиками и повышению скорости доставки также не остаются незамеченными со стороны клиентов.