Российский транспортно-логистический рынок переживает сложные времена. В 2015 году отрасль испытывала серьезный кризис в связи с резким уменьшением грузопотоков на автодорогах, железнодорожном транспорте и в морских портах. Падение производства коснулось практически всех секторов российской экономики. Каковы перспективы транспортной отрасли и где находить точки роста транспортно-логистическим компаниям.
Если, как полагают аналитики, неустойчивая ситуация в российской экономике будет сохраняться еще несколько лет, то транспортно-логистический рынок сможет расти только в одной сегменте — управленческой логистики. Прежде всего, это касается комплексной логистики. Именно здесь логистическая отрасль имеет весьма неплохие перспективы. Для успешной работы в современных условиях макроэкономического развития компании производители должны всесторонне анализировать логистические затраты. Выбирать оптимальные способы транспортировки грузов. Требуется максимально оптимизировать логистику сырьевого снабжения и сбыта готовых товаров. Все эти проблемы не решить без плотной координации с автотранспортными компаниями, железнодорожниками, портами. В современных условиях логистическим операторам необходимо постоянно улучшать сервис. Транспортно-логистическим компаниям надо расширять сферу услуг в рамках всего сервисного пакета. Это касается и логистического аутсорсинга, и мелких грузоперевозок. Снижается товарооборот, поэтому грузы отправляются более мелкими партиями. Задача каждого клиента должна решаться в индивидуальном порядке, с максимальной для него выгодой.
Следует отметить, что на рынке железнодорожных грузоперевозок ощущается сокращение поставок импортных товаров. Объёмы перевозок из-за рубежа серьезно упали, но экспорт из России начинает расти. В страну морским путем завозятся порожние контейнеры, которые используются для экспортных поставок. Когда в Россию поступали большие объемы контейнерных грузов, экспортная продукция отправлялась в этих же контейнерах. Увеличивается экспорт пиломатериалов и химических грузов, в основном за счет роста экспортных поставок в страны Азии. Есть вероятность, что будет подниматься иранское направление. Внутри страны отмечается перераспределение грузовых потоков. С рынка уходят мелкие компании, которые не справляются с конкуренцией.
На азиатском направлении наблюдаются определенные перспективы, но европейский рынок транспортно-логистических услуг, по всей вероятности, оживится нескоро. Препятствие для такого роста: санкции, мировой финансовый кризис, напряженные отношения с Польшей, серьезные проблемы с Украиной. Предсказать дальнейшее положение дел в этом сегменте сегодня крайне сложно. Перспективы на увеличение товарообмена со странами Евросоюза пока совсем не радужные.
В условиях кризиса возросла конкуренция между автотранспортными компаниями и железнодорожниками. Грузоотправители все чаще используют дешевые морские перевозки. Грузоперевозчикам предстоит серьезная борьба за заказчиков, которые стараются максимально сократить затраты и предъявляют самые высокие требования к качеству транспортно-логистических услуг.
Сектор почтовых отправок находится на подъеме. Поскольку грузы стали отправлять мелкими партиями, сегмент доставки почтовых отправлений серьезных кризисных последствий, охвативших всю транспортно-логистическую отрасль, не ощущает. В 2016 году по сравнению с аналогичным периодом прошлого года здесь наблюдается увеличение объемов в 15-20%.