Закона об организации дорожного движения в стране нет, и принять его необходимо. Правительством РФ в Госдуму внесен новый законопроект, который включает пункт, позволяющий региональным и местным властным структурам ограничивать въезд автотранспорта на территорию городов путем взимания платы. Пока рассмотрение этого документа отложено, но его обсуждение продолжается в СМИ.
Текст документа гласит, что региональные и муниципальные власти имеют право ограничить в определенные дни или часы въезд автомашин определенного типа. Водителям, которые пожелают проехать в ограничительную зону, придется платить за въезд. О введении платы участники дорожного движения должны быть проинформированы не позднее чем за 30 дней. Предполагается, что местные власти улучшат движение общественного транспорта, откроют новые маршруты или увеличат провозные мощности, введут новые парковки. Но будет на практике так, как расписано на бумаге? Местные чиновники с большим удовольствием ухватятся за возможность решить проблемы бюджета за счет автовладельцев. Введение платного проезда в города будет чрезвычайно негативно расценено обществом и внесет ненужную напряженность.
Господин Зюзин, сотрудник НИУ ВШЭ, является сторонником системы платного въезда в города. Он ссылается на мировую практику. Платный въезд введен в Лондоне, Милане, Стокгольме, практикуется в Сингапуре. Но, прежде чем внедрять подобную практику в России, необходимо серьезно проработать все аспекты нововведения, учитывая российские реалии и региональную специфику.
Председатель совета межрегионального профсоюза профессиональных водителей относится к этой идее крайне критично. Александр Котов напомнил, что в свое время инициатива Лужкова по введению платного въезда в зону малого московского железнодорожного кольца принесла регионам колоссальные убытки. Вскоре плата за въезд была отменена Генеральной прокуратурой. Нельзя повторять старые ошибки, нельзя изымать деньги у граждан и предприятий, особенно в период экономического кризиса. Непродуманное решение приведет к росту социальной напряженности.
Владимир Родин, представитель КПРФ в Госдуме, член Комитета по вопросам собственности, считает законопроект очередным способом отъёма денежных средств у населения. Авторы спорной статьи преследуют одну единственную цель — вызвать в стране народное возмущение. Система платы за въезд в города реализуется в странах с другой экономикой, поэтому для России это не пример. Однако было бы весьма полезно изучить опыт Барселоны, где проблема транспортных перегрузок регулируется через создания многочисленных подземных парковок. Брать плату за въезд в города нельзя. Эта мера серьезно затрудняет передвижения людей и товаров и является антиконституционной. Нельзя делить людей на «своих» и «чужих». Нельзя разобщать единство нации. Увеличение транспортных издержек ведет к ослаблению и разрушению общероссийской экономической системы. Фракция КПРФ будет выступать против этой инициативы при рассмотрении переработанного документа.
Московский мэр Сергей Собянин утверждает, что городские власти не будут вводить плату за въезд. Введение платных парковок — это единственная мера, которая направлена на ограничение интенсивного транспортных потоков в черте города. Правительственный законопроект, включающий пункт, предписывающий взимание платы за въезд в города, планируется повторно рассмотреть осенью. Ранее транспортный комитет Госдумы рекомендовал принять этот документ в первом чтении. Но депутаты отправили его на доработку.