Чтобы успешно работать на потребительском рынке, российским компаниям необходимо выстраивать грамотные логистические схемы, учитывая современные мировые тенденции и постоянно меняющиеся условия ведения бизнеса.
На современную логистику оказывает влияние целый ряд новых факторов:
Прежняя логистическая модель умерла. При длительном экономическом спаде резко сократился спрос на многие товары. В условиях жесткой конкуренции производители не могут играть на ценах, как это было, например, в 1998 году. Низкая наценка на товары, упавшая сегодня до 15-20%, вынуждает сокращать затраты. Для многих компаний — сокращение издержек — это единственный способ сохранить конкурентоспособность на товарной ранке при падающем потреблении, когда некоторые отрасли буквально схлопываются.
В условиях экономии ошибки в логистике должны быть исключены. Экономя на логистических затратах, компании лишаются реальных путей сохранить конкурентоспособность бизнеса. Если необходимо снизить затраты, логичнее уменьшить запасы неходовых товаров. Это поможет избежать затоваривания и проблем, связанных с управлением избыточными запасами. Логистические цепочки должны быть выстроены очень тщательно, от закупки товара у производителя до его доставки потребителю. Каждая ошибка, будь то срыв сроков поставок или партия бракованного товара, в текущей экономической ситуации может стать фатальной для бизнеса.
В условиях кризиса покупатели стали более экономными и уже не делают спонтанные покупки. Следует обратить внимание на тот факт, что на полках российских магазинов доступность товаров, приносящих наибольшую прибыль составляет не более 50-60%. В Европе этот показатель — 95-98%. Бесстрастная статистика показывает, что в среднестатистическом российском продуктовом магазине реализуется в течение суток лишь 1% товаров, выставленных в торговом зале. Простейший ABC-анализ позволил бы исправить ситуацию без финансовых затрат. Необходимо лишь сократить неходовые товары.
Необходимо изучать и применять иностранный опыт организации товарных потоков. Например, «распределение на последней миле» хорошо организовали японцы. Поставщиками товар доставляется в распределительный центр, который функционирует в каждом городе. Магазин забирает нужные товары, сформированными в паллеты. Таким образом на порядок снизился трафик грузоперевозок и уменьшились издержки поставщиков. Американская компания Amazon — ведущий мировой онлайн-ритейлер является образцом в автоматизации складских помещений. На складах этой компании вообще нет людей. Там только роботы, которые выполняют свои функции достаточно эффективно. Компания серьезно экономит на затратах, связанных с персоналом. В мире внедряются новейшие технологии, используются чипы для идентификации продуктов и его компонентов, что открывает возможности для создания полностью роботизированных предприятий и складов. Приближаются времена, когда грузовладельцы будут взаимодействовать с автоперевозчиками без посредников и экспедиторов.
Российские покупатели все чаще совершают покупки онлайн, поскольку это дешевле. Проблема лишь в сроках доставки товара. Конкуренцию за покупателя выиграет тот оператор, который сможет организовать доставку товара в день заказа и обеспечит удобный сервис. Пока таких предложений нет, россияне покупают дешевые и качественные товары с помощью зарубежных провайдеров.