Эксперты Альфа-Банка полагают, что российский малый и средний бизнес постепенно адаптируется к новым реалиям рынка. Замедляются темпы падения деловой активности, но об устойчивом росте говорить еще рано.
Специалисты Альфа-Банка провели традиционный опрос среди своих клиентов в разных городах России — компаний, годовая выручка которых не превышает 350 млн рублей, и индивидуальных предпринимателей. На основе опроса, который помог выявить отношение предпринимателей к экономической ситуации в стране и выяснить, как они оценивают собственные перспективы в современных рыночных условиях, рассчитали индекс настроений малого бизнеса. В начале второго полугодия 2016 года оценки респондентов стали немного оптимистичнее. Текущую ситуацию в экономике индивидуальные предприниматели и руководители компаний по-прежнему оценивают, как негативную, однако 71% опрошенных респондентов видят перспективы для развития своего бизнеса.
В ноябре 2015 года индекс настроений малого бизнеса равнялся -38, значение нового индекса -24. Показатель вырос на 14 пунктов, но, как и прежде, является минусовым. Это означает, что в предпринимательской среде превалируют негативные настроения. Вместе с тем, индекс ожиданий по компании (17) поднялся на 18 пунктов, до положительного значения. Отмечается рост числа компаний, которые являются прибыльными, намерены расширять бизнес и увеличивать количество работников. Доля таких компаний составляет сегодня 15 %. Среди них 3% не испытывают вообще никаких трудностей. Полгода назад это значение не превышало 1%. По результатам предыдущего опроса Альфа-Банка выходить на новые рынки планировали 42% компаний. Согласно последнему опросу их доля выросла до 46%. Прежде всего, это IT компании, производственные фирмы и компании, специализирующиеся на оказании бизнес-услуг.
Пик падения предпринимательской активности в малом и среднем бизнесе был зафиксирован в последней декаде 2015 года. Эксперты Альфа-Банка полагают, что позитивные сдвиги связаны с тем, что в России начинает улучшаться общая экономическая ситуация. Программа импортозамещения заставляет предпринимателей искать отечественные аналоги той зарубежной продукции, которая использовалась до введения взаимных санкций между Россией и Западом, или производить нужные товары самостоятельно. Негативные настроения преобладают среди представителей строительных компаний и грузоперевозчиков. Это объясняется резким снижением инвестиционной активности в период кризиса. Что касается опроса респондентов, то 32% считают, что взаимные санкции негативно отражаются на состоянии дел в компаниях, 54% утверждают, что санкции на них не повлияли, а 6% отмечают положительное влияние санкций.
Максимально пострадали от введения санкций розничные торговые компании, строительные фирмы и грузоперевозчики. Все они отмечают рост затрат и испытывают ощутимое снижение покупательского спроса на товары или услуги. На недостаток денежных средств для развития бизнеса жалуются 40% респондентов. Более трети опрошенных недовольны непомерно высокими налогами. Компании по-прежнему испытывают трудности с поиском квалифицированных сотрудников и подходящих помещений. Ситуация в малом и среднем бизнесе осложняется тем, что в стране отсутствует нормальное кредитование. По данным опроса Альфа-Банка кредиты во втором полугодии 2016 года взяли всего 8% респондентов. Опросы Альфа-Банка проводятся по эксклюзивной методике, совместно с Международным исследовательским агентством MARC.