Предсказания по осеннему снижению тарифов на автомобильные грузоперевозки, которые делались в связи с понижением цен на грузовые железнодорожные вагоны, оказались необоснованными. Наоборот, многие российские автотранспортные компании уже известили постоянных клиентов о повышении тарифных ставок. Некоторые эксперты считают, что именно высокие тарифы на железнодорожные грузоперевозки способствовали тому, что компании автоперевозчики увеличивают цены на свои услуги. Однако сами перевозчики называют другие причины.
Острая конкурентная борьба между автомобильным и железнодорожным транспортом наблюдается на российском рынке при доставке грузов на расстояния от двух до пяти тысяч километров. В условиях продолжающегося экономического кризиса российские автотранспортные компании отчаянно борются за возможность осуществляться рейсы на дальние расстояния на внутренних и международных маршрутах. На расстояния до 1000 км грузы в основном транспортируются по автодорогам, поскольку это более рационально, быстро и менее затратно. Так погрузка-выгрузка при транспортировке грузов автомобильным транспортом займет, максимум, 12 часов. Тогда как при осуществлении железнодорожных перевозок эта процедура длиться не менее двух дней. Доставка грузов автотранспортом осуществляется «от двери к двери». Железнодорожные грузы доставляются лишь до ближайшей станции. На расстояниях свыше шести тысяч километров господствует РЖД. Исключения, безусловно, бывают, но они лишь подтверждают это правило.
Из чего складывается себестоимость автоперевозок? Это ГСМ, обслуживание автомобилей и приобретение запчастей, налоги и заработная плата, а также платежи по лизингу. Часть этих расходов зависит от валютного курса, поэтому растет вместе со снижением курса национальной валюты. Поскольку наблюдается сильная девальвация рубля, серьезно возросла стоимость комплектующих в рублевом отношении. Автоперевозчики жалуются на увеличение издержек в связи с введением системы «Платон», изменением экологических требований, строительством платных автодорог. Вследствие ужесточения административного контроля на рынке грузовых автоперевозок, на 15-20% выросли затраты, связанные с решением вопросов с надзорными органами, по перевесу, дорожному контролю.
Динамики роста автомобильных грузоперевозок осенью 2016 года не наблюдается. Рынок по-прежнему нестабилен. Автоперевозчики не заинтересованы в повышении стоимости своих услуг, поскольку не хотят терять клиентов, которые в связи с кризисной ситуацией в стране стараются максимально сократить финансовые затраты. Автотранспортные компании пробуют сделать свои услуги более гибкими, они бьются за заказы, которые позволили бы всего за несколько рейсов получить месячный доход.
Ситуация с ценообразованием остается неустойчивой. Чтобы обеспечить безубыточность автоперевозок, определенного роста тарифов избежать не удастся. Хотя и существует гипотетическая возможность для ценового разогрева, но верхний предел ставок ограничивается финансовыми возможностями клиентов. Вероятнее всего, в 2016 году стоимость автомобильных грузоперевозок на расстояния до 800 км продолжит расти в пределах инфляции. На расстояниях, где автомобильные перевозки конкурируют с железной дорогой, автоперевозчики будут ориентироваться на расценки РЖД, выбирая дельту между железнодорожными и автомобильными расценками. На больших расстояниях, где превалируют железнодорожные грузоперевозки, цены на транспортировку по автомобильным дорогам будут форм