Сибирский лизинговый бизнес продолжает развиваться. В настоящее время совокупный объем российского лизингового рынка эксперты оценивают почти в 3 трлн руб. Согласно данным рейтингового агентства «Эксперт РА», по итогам первой половины 2016 года лизинговый рынок страны года вырос на 13% по сравнению с первым полугодием 2015, а по итогам трех кварталов — на 17% к тому же периоду 2015 года.Объем нового бизнеса с января по сентябрь 2016 года составляет 450 млрд руб. В качестве причин роста эксперты называют увеличение розничных сделок, активизацию региональных сделок лизинговых компаний и лучшие условия банковского фондирования. Точкой роста рынка является лизинг автомобилей. Если за первое полугодие 2015 года автолизинг сократился на 21%, то за период с января по июнь его рост составил 31%.
Эксперты констатируют снижение доли концентрации нового бизнеса в Москве и Центральном федеральном округе. В 2016 году крупные компании увеличили региональные продажи, серьезно упавшие в 2015. Доля Сибирского федерального округа от общего объема составляет 7,5%. Сибирь находится на 9-й позиции в региональном рейтинге нового бизнеса. Михаил Цикунов, курирующий Сибирский филиал компании «Интерлизинг», связывает рост объемов с возросшей стоимостью предметов лизинга по сравнению с аналогичными периодами прошлых лет. В целом, по итогам трех кварталов 2016 года участники лизингового рынка оценивают перспективы нового бизнеса в Сибири довольно позитивно.
Лизинговый рынок Сибири достаточно стабилен по составу участников. Здесь присутствуют крупные федеральные компании с гос. участием и региональные игроки. Возможности последних из-за отсутствия длинныхдешевых кредитов, конечно, гораздо скромнее. Но благодаря гибкости, наличию постоянных клиентов, индивидуальному подходу к каждому из них, регионалы успешно конкурируют с федеральными гигантами.Между тем, компания «Интерлизинг» наращивает свои сделки в Сибирским федеральном округе. Так в третьем квартале 2016 года профинансировано сделок на сумму 133 млн рублей, на четверть больше, чем во втором квартале. В Сибири компания активно развивает лизин легковых и грузовых машин, оборудования, строительной техники.
В связи с предстоящей реформой, концепция которой одобрена советом по финансовой стабилизации в октябре, отрасль ждут определенные перемены. Требования к лизинговым компаниям ужесточатся. Участники рынкабудут обязаны принять единый стандарт отчетности и обязательное саморегулирование. Эксперты полагают, что за последние годы рынок лизинга стал более закрытым. Активизируются процессы слияния и поглощения, которые с введением новых правил игры только усилятся. Весьма вероятно, что небольшим компаниям придется уйти с рынка. Введение государственного регулирования должно поднять инвестиционную привлекательность отрасли, усилить доверие к компаниям и спрос на услуги лизинга.
Что касается автолизинга, который за счет возобновления государственной программы субсидирования,в 2016 году стал драйвером рынка, то многие эксперты полагают, что в будущем году в этом секторе возможны негативные изменения. Программу по льготному финансированию отечественного автопрома в 2017 году могут закрыть. Денежные средства на ее финансирования в новый бюджет не заложили. Окончательное решение по этому вопросу должны принять в декабре. Но лизинговое финансирование на льготных условиях можно будет получать через региональные программы субсидирования и специальные программы некоторых автопроизводителей.