Министерство транспорта РФ намеревается повысить тариф в системе «Платон» за проезд большегрузных авто по федеральным дорогам до 2,5 рублей с февраля 2017 года. В июне предполагается новое повышение тарифа, до 3 рублей. В настоящий момент тарифная ставка составляет 1,53 рубля.
Маркетинговые службы торговых компаний пока не комментируют, как повышение тарифной платы в системе «Платон» отразится на стоимости товаров. Однако крупные ритейлеры Республики Татарстан готовятся к повышению цен на продукты питания. Эксперты полагают, что перевозки по России возрастут в среднем на 1000 рублей. Для одних товаров, где стоимость грузоперевозок традиционно высока, конечная цена особо не изменится, но на определенные товары цены существенно возрастут. Во многом это зависит еще и от ценовой политики транспортных компаний, которые обслуживают торговые сети.
Самый популярный маршрут у дальнобойщиков Татарстана — «Казань-Москва-Казань». В настоящее время оплата для транспортных компаний на этом маршруте составляет примерно 6000 рублей. Как изменится эта сумма после повышения тарифной платы для большегрузов прокомментировал Ильнар Хакимов, сотрудник логистической фирмы «Гарма». Хакимов считает, что при повышении тарифа на рубль стоимость проезда увеличивается на 5 тысяч рублей. Продукты питания, такие как молоко, могут существенно подорожать. Казань закупает много молока с подмосковных ферм. Прежде чем это молоко попадет на прилавки казанских магазинов, оно проходит переработку, затем отправляется на упаковку. Готовый к продаже продукт поступает на логистический склад и только лишь со склада отправляется в магазин. В итоге для конечного покупателя пакет молока может подорожать процентов на 50. Однако министр транспорта Российской Федерации М.Ю Соколов уверен, что грядущее в системе «Платон» тарифное повышение на конечной цене продуктов не отразится. Министр считает, что в повышении цен на товары в 2015 году роль системы ничтожно мала, около 0,10%.
Из столицы Татарстана грузы отправляются во все концы России, включая Омск, Красноярск, Кемерово, Уфу, Краснодар. Дальнобойщики Республики Татарстан согласны платить за пользование автодорогами, но некоторые российские федеральные трассы мало отличаются от обычной грунтовки. Особенно много таких дорог в районе Читы. Зачастую федеральные автодороги не асфальтированы полностью. По таким дорогам приходится ездить на территории Сибири. За что платить? За то, что приходят в негодность колеса, за отсутствие асфальта на федеральных автотрассах? Напомним, что денежные средства, собранные посредством системы «Платон», направляются на ремонт, реконструкцию, строительство автодорог и создание дорожной инфраструктуры. Например, деньги, собранные через «Платон» вложены в строительства моста на Каме, возле села Сорочьи Горы.
Специалисты института транспортной экономики НИУ ВШЭ провели ряд исследований, результаты которых доказывают, что один грузовой автомобиль массой свыше 12-ти тонн оказывает такое же разрушающее воздействие на состояние дорожного полотна, как 50 тысяч легковых автомобилей. Поскольку российские федеральные автотрассы высоким качеством не отличается, то под воздействием большегрузов автомобильные дороги чрезвычайно быстро приходят в полную негодность. Ремонтировать асфальт бесполезно, приходится строить новую дорогу. По сведениям Минтранса, в системе «Платон» задействовано около 80 % российского парка большегрузных автомобилей. Ввод «Платона» в эксплуатацию состоялся в ноябре 2015 года. Система сбора платы с грузовиков свыше 12-ти тонн создана по инициативе Росавтодора.