За 3 месяца текущего года в Белоруссии стоимость фрахта на автомобильные грузоперевозки по международным направлениям увеличилась на 20-30%. По словам экспертов, если, в частности, в России ситуация останется стабильной, то в течение последующих лет местный рынок восстановится.
Как отметил представитель компании ООО «СТА Логистик» Дмитрий Войцицкий, текущие ставки фрахта превышают прогнозируемые показатели. Он добавил, что рынок международных грузоперевозок нередко демонстрирует картину, не соответствующую предположениям аналитиков. На каждом маршруте предусматривается своя ставка фрахта, размер которой определяется совокупностью множества факторов: уровень спроса и предложения, текущий сезон и другое. Более того, нельзя оценивать по этому показателю состояние рынка. В частности, несколько лет назад размер ставки был ниже нынешней стоимости фрахта.
Часть экспертов уверена, что рост данного показателя обусловлен действиями белорусских предприятий. Последние сейчас активно избавляются от тех запасов, которые скопились у них на складах. В итоге эта ситуация привела к росту ставки фрахта, которая в зависимости от направления увеличилась на 20-30%.
Ряд аналитиков предполагает, что начавшийся восходящий тренд продолжит свое развитие в течение нескольких месяцев. Однако затем ставка вернется на прежние позиции.
Ввиду того, что спрос на услуги грузоперевозчиков растет, логистические компании выпускают на маршруты все больше автомобилей, которые ранее простаивали. В связи с тем, что конкуренция между на этом рынке ужесточается, цены, вероятно, скоро стабилизируются или даже пойдут вниз. Сейчас у грузоперевозчиков появился шанс поправить свое финансовое положение после двухлетнего простоя, когда компаниями приходилось работать по предельно низким ставкам.
Некоторые из них, чтобы сохранить свое положение на рынке, соглашались понести убытки, но заключали нерентабельные контракты. Экономический кризис затянулся на слишком длинный срок, в связи с чем компаниями пришлось изменить тактику поведения и проводить мероприятии по оптимизации бизнеса.
Войциский сообщил, что тяжелые времена грузоперевозчики отказываются от множества социальных, учебных и иных программ с целью сокращения расходов. Также грузоперевозчики на время приостанавливают модернизацию автопарка, пересматривают маршруты. В целом, логистические компании ищут любые возможности, которые позволят им сэкономить.
Такие действия грузоперевозчиков привело к тому, что за последние 3 года они в 3 раза сократили темпы обновления автомобильного парка. Логистические компании удерживались на плаву за счет увеличения оборачиваемости транспорта и снижение числа холостых пробегов. Придерживаясь этого подхода, грузоперевозчики смогли добиться роста рентабельности бизнеса в прошлом году на 6-8%. А благодаря тому, что за последние несколько месяцев увеличилась ставка фрахта, данный показатель увеличился уже на 10%.
Кроме того, белорусские компании с точки зрения конечного потребителя стали предлагать более выгодные условия в сравнении с тем, что предоставляли конкуренты из Литвы и Польши. Добиться этого удалось за счет проведения работы по оптимизации затрат. В результате компании из Белоруссии готовы вести грузы по более низкой цене, чем предлагают конкуренты.
Подводя итоги, Войцицкий заявил, что стабильность работы местных грузоперевозчиков, а также рост рентабельности их бизнеса, определяется в соседних странах. В частности, огромную роль в этом играет Россия.