Автозаправочный бизнес России демонстрирует снижение доходности. Данная негативная тенденция обусловлена падением уровня продаж, повышением налоговой нагрузки, а также искусственным сдерживанием государством роста цен на продукцию сектора. Также на рынке АЗС наблюдается монополизация. Крупный бизнес постепенно вытесняет малые и средние компании.
Российские АЗС зависят преимущественно от процессов, которые происходят на мировом и внутреннем рынках нефтяной продукции. Ценовая конъюнктура, возникшая на международной арене в 2015 году, серьезно ударила по всем участникам рынка АЗС. Также в период кризиса 2014, 2015 годов существенно упали продажи легковых транспортных средств, что в свою очередь снизило спрос на марку бензинов, предназначенных для автомобилей. Тенденция падения по-прежнему сохраняется.
«Учитывая текущую ситуацию, можно предположить, что в скором времени на нашем рынке будет переизбыток топлива, поскольку наблюдается ухудшение деловой активности граждан на фоне повышающегося уровня цен. Топливные компании испытывают сложности с реализацией бензина заграницу, т.к. в Европе предпочтение отдают дизелю», - сообщает Олег Атласкиров, гендиректор ООО «Нефтетехсервис».
Самыми крупными представителяминациональногосектора автозаправочных услуг являются «Роснефть», компания «Лукойл», а также «Газпром нефть». Указанные корпорации владеют 60% рынка АЗС в России. Нужно отметить, что «Лукойл» всерьез раздумывает о продаже 30% станций. При этом эксперты считают, что сейчас не лучшее время для проведения столь крупных сделок.
Деятельность указанных компаний в настоящий момент направлена на увеличение доходности, особенно благодаря продажам качественного топлива. Например, «Газпром нефть» активно занимается продвижением моторного топлива маркировки G-Drive 98. В свою очередь «Лукойл» ищет клиентов на премиум-продукт «ЭКТО», «Роснефть» реализует свой новый бензин «ФОРА».
В России топливо потребляют так: бензины составляют 60,6%, дизель – 34,2%, газ – 2,2%. Среди бензинов наиболее популярным является АИ-92 (продажи составляют 55%), АИ-95 и АИ98занимаюттвторую строчку с 38%, 7% продаж уходит на АИ-76/80.
Олег Атласкиров считает, что административные меры по сдерживанию адекватной стоимости нефтепродуктов и повышение уровня акцизов не повлияют положительным образом на развитие отрасли. За счет увеличения акцизных сборов чиновники намерены дополнительно наполнить бюджет страны 89,3 млрд. рублей. При этом налоговая нагрузка возросла именно в тот момент, когда наблюдается снижение прибыльности заправочных станций. По этим причинам многие компании начинают работать в убыток, поскольку они делают значительные вложения в направлении автоматизации деятельности и усовершенствования сферы качества обслуживания клиентов, но в итоге не получают достаточного уровня прибыли.
«Текущая ситуация приведет к тому, что розничная продажа топлива станет нерентабельной и данный сектор экономики плавно перейдет на государственное регулирование. Сейчас автозаправочные станции могут достичь нормальных показателей рентабельности за счет продаж нетопливной группы товаров. В сложившихся условиях лучшее решение – перенять успешный опыт ретейла» - рассказывает Антон Усов, руководитель практики по сотрудничеству с нефтегазовыми компаниями.
Продажу различного рода продуктов автозаправочными станциями действительно можно отнести к особенностям национального рынка. Впрочем, такая практика является общемировой. На многих АЗС не просто заправляют авто топливом, но и оказывают дополнительные услуги. Сегодня уровень нетопливных товаров в общем объеме продаж наших АЗС достигает 40%.