Китайцы собираются доставлять сжиженный газ из России в свою страну с помощью большегрузных автомобилей. Использование спецтранспорта позволит увеличить ежегодный объем транспортируемого в КНР СПГ к 2025 году на 5-6 млн. т. Представитель Росавтотранса сообщал, что транспортировка будет осуществляться по основным автомагистралям, связывающим территории России и Китая.
Китайцам сжиженный газ нужен для заправки своих автомобилей. Также рассматривается газификация некоторых небольших населенных пунктов. Таким образом, Поднебесная собирается снизить расход угля. Для России это отличный шанс дать небольшим предприятиям возможность заработать на подобных поставках.
В Росавтотрансе уверены, что повышение объема автомобильных перевозок благоприятно повлияет на увеличение товарооборота между соседними странами.
«Китайские перевозчики объявили о своей готовности начать экспорт СПГ с России. Они задают огромное количество вопросов относительно действующего российского законодательства, регулирующего процедуру отправки и условия погрузки и транспортировки. Также они изъявили желание более подробно узнать о требованиях, предъявляемых к конструкции газовозов. Теперь двум странам нужно добиться гармонизации законодательства по данному вопросу. Россия может получить неплохие дивиденды от поставок СПГ, так как в Китае отмечается огромный спрос на него», – заявили в пресс-службе Росавтотранса.
Главными потребителями в Китае станут большегрузный автотранспорт, пассажирские автобусы, карьерная и другая спецтехника. Также с помощью российского СПГ китайцы планируют воплотить в жизнь проект по автономной газификации. В небольшой городок приезжает цистерна с газом и перекачивает его в подготовленное хранилище. Повышение объема экспортируемого газа позволит Китаю значительно снизить потребление угля.
Перед российской стороной открываются отличные перспективы увеличения экспорта СПГ к 2025 году на 6 млн. т в год. Оценку спроса провел Камиль Ковар, работающий в ATP Moody’s Analytics. На данный момент доля экспорта природного газа в Китай относительно небольшая и составляет всего 3% годовых поставок. Это связанно с тем, что с Китаем работает лишь один завод – «Сахалин Энерджи».
Одна автомобильная криоцистерна способна вместить в себя примерно 26 тыс. литров. 1 т СПГ – это 1,38 м3 газа. Эксперты утверждают, что один малотоннажный СПГ-завод способен производить примерно 1 млн. т в год. Стоит отметить, что перевозки на большие расстояния не рассматриваются. Транспортное плечо не будет превышать 600 км. В противном случае экономическая целесообразность проекта будет снижена, так как при повышении температуры газ начинает стравливаться через клапан.
Китайцы планируют использовать большую часть поставляемого газа на территории, находящейся недалеко от российской границы, так как эти районы считаются наиболее промышленно развитыми.
Поставлять в Китай СПГ значительно проще, чем газообразное топливо. Это связано с тем, что сторонам будет проще решить вопрос ценообразования.
Несмотря на широкие перспективы данного бизнеса, количество компаний, изъявивших желание возводить мини-заводы по производству СПГ вблизи китайкой границы, исчисляется в единицах. Также открытым остается вопрос относительно месторождений, с которых будет поставляться сырье, и регулирования цены газа, переправляемого на заводы по сжижению.