В белорусских транспортных компаниях отмечают положительные тенденции в сфере грузоперевозок. Ставки выросли, что вызвало увеличение рентабельности работы, но по-прежнему остается актуальным вопрос задержки платежей.
«В первые месяцы 2017 года ставки на маршруте Европейский Союз – Россия были на 20-25% ниже текущего уровня. Сегодня доставка 20-ти тонн груза тентованным транспортом из Варшавы в Москву обходится около 1800 евро. В январе нынешнего года тариф был на уровне 1500 евро, в 2016-м в районе 1200 евро», - сообщает Антон Клыга, глава ЗАО «Трафик Менеджер».
Он также считает, что к концу года следует ожидать рост ставок фрахта в связи с традиционным предпраздничным ажиотажем. «Сейчас международные перевозчики постепенно выходят на доходность, которая была у них до начала кризиса. Ожидается, что рентабельность во втором полугодии превысит значение первых 6-ти месяцев», - говорит Антон Клыга.
Директор ГК «Куттер» Александр Милько утверждает, что динамика ставок, действующих при доставке зарубежных грузов на территорию Беларуси, значительно хуже ставок для транзита. Обеспечение импортных потоков характеризуется меньшей маржей, при этом данное направление имеет несколько дополнительных преимуществ. Например, здесь не так сильно проявляется дефицит дозволов.
В сфере перевозок по-прежнему существует нехватка разрешений. «Практически каждый день у нас возникают ситуации, когда для транспортировки определенного груза отсутствует соответствующее разрешение. Можно было бы легко направить наши грузовики в Европу, но это невозможно сделать, поскольку нет разрешения со стороны государства. Наша компания вынуждена выбирать направления, которые были согласованы», - говорит Антон Клыга.
Александр Милько отмечает, что белорусские перевозчики научились пользоваться разрешениями ЕКМТ для осуществления заказов между странами Европы. Однако в условиях данных разрешений указано, что после выполнения трех груженых рейсов автомобиль должен обязательно вернуться на территорию Беларуси. Заказчики из Европы не проявляют сильного желания к подобному сотрудничеству, т.к. многие компании хотели бы зафрахтовать грузовики на один и более месяцев.
Еще один важный аспект – стоимость топлива. У литовских и польских перевозчиков существует возможность возврата НДС, если заправка транспорта осуществляется на европейских АЗС, при этом для белорусских компаний подобная опция действует лишь в некоторых странах ЕС.
Стоит отметить также тенденцию к увеличению затрат. Улучшение конъюнктуры позволяет заняться обновлением автопарка, однако даже при росте ставок модернизацией заниматься достаточно проблематично. «Для приобретения грузовика стандарта «Евро-6» с полуприцепом белорусским перевозчикам приходится выделять около 100 тысяч долларов. За опцию гарантийного обслуживания еще необходимо будет заплатить в пределах 3 тысяч евро. Также для уплаты НДС из оборота приходится на несколько месяцев отвлекать до 20 тысяч евро», - рассказывает Александр Старохатний, глава «ТТС КристаллТранс».
Затраты компаний-перевозчиков растут и в связи с повышением зарплат водителей-международников. А в ближайшее время ожидается подорожание стоимости топлива в рамках белорусского рынка нефтепродуктов.
При этом неплатежей с каждым месяцем становится меньше, но риски по-прежнему присутствуют. Особый всплеск плохих долгов произошел в конце 2016 года, но уже в первые месяцы текущего года просроченная дебиторская задолженность компаний начала сокращаться. Однако стоит отметить, что для многих экспедиторов и транспортных фирм данный вопрос остается актуальным.