Мелкие компании прекращают свою деятельность, рентабельность бизнеса постепенно снижается, лишь компании крупного и среднего масштаба способны удержаться на плаву. Эти и другие современные тенденции обсуждались участниками конференции «Состояние сферы автомобильных грузоперевозок Сибири».
«По результатам последних нескольких месяцев прослеживается тенденция постепенного оживления отрасли грузоперевозок. Согласно статистике Росстата, за 9 месяцев 2017 года количество грузоперевозок автотранспортом в сравнении с аналогичным отрезком 2016 года увеличилось на 2,1%, а грузооборот повысился на 3,7%», - отметил Вячеслав Трунаев, глава Сибирской ассоциации автомобильных перевозчиков.
Оживление этого рынка сопровождается его переформатированием. Мелкие транспортные компании, имеющие в распоряжении до 10 грузовых транспортных средств, не способны конкурировать с крупными игроками сферы грузоперевозок. Главная причина такой тенденции – падение рентабельности бизнеса. В связи с большой конкуренцией у перевозчиков отсутствует возможность повысить стоимость своих услуг, при этом затраты на топливо, ремонт и запчасти постоянно растут. В таких условиях развиваться могут лишь средние и крупные компании.
«Буквально за несколько недель до начала конференции мы детально проанализировали рост и обновление парка грузовых автомобилей, принадлежащих компаниям – членам ассоциации. Мы установили, что в течение 2017 года четверть участников исследования приобрело 52 абсолютно новых тягача. При этом по итогам всего 2016 года было приобретено лишь 19 новых транспортных средств. Подержанных большегрузов также купили больше: в прошлом году их было 8, а в настоящий момент уже 13. Отмечается и рост количества купленных полуприцепов. За весь период 2017 года компании приобрели их 36 раз, а в 2016 году этот показатель был на отметке 20 штук. Новых полуприцепов в текущем году приобрели 46 штук, а в 2016 лишь один. Получается, что в сравнении с прошлым годом рост в 2017 году достиг 173% по приобретению новых тягачей, новых полуприцепов – 4600%, тягачей с пробегом – 63%, б/у полуприцепов – 80%», - отметил Трунаев.
По информации Вячеслава Трунаева, активным обновлением автопарка в течение всех месяцев 2017 года занимались следующие компании: «Сиб-Трак» (глава Юрий Брусенко), «Сибирский экспедитор» (глава Сергей Минор), «Лонгран Логистик» (глава Андрей Атланов), «Континент ТЭК» (директором является Алексей Лядусов), ТК «Алтай» (глава Юрий Бетеньков), «БийскТрансСервис» (глава Евгений Глушков).
«На сегодняшний момент по компаниям, входящим в ассоциацию, срок эксплуатации более 50% грузовых автомобилей не превышает 5-ти лет. Однако стоит отметить, что некоторые мелкие компании вовсе не располагают новыми автомобилями, у средних и крупных перевозчиков их доля находится в пределах 60-70%, а в отдельных случаях достигает 90%», - сообщил Трунаев.
По мнению транспортников, стабильного развития сферы автомобильных грузоперевозок сегодня можно достичь, если примут следующие меры: отменят транспортный налог, сохранят льготы для движимого имущества, определят дорожную карту специальных коридоров, которые позволят беспрепятственно использовать муниципальные дороги водителям грузового транспорта. Члены СААП настаивают на создании системы, позволяющей улучшать навыки водителей, поддерживают идею введения телемедицины с целью проведения межинтервального медицинского освидетельствования водителей в течение рейса.