Система взимания платы с владельцев многотонников за проезд по федеральным трассам способствует уменьшению количества мелких экспедиторов.
«Платон» начал работать с осени 2015 года. На официальном сайте системы указано, что за весь период действия удалось собрать более 43 миллиардов рублей, при этом регистрацию прошло 964 тысячи большегрузов.
По информации Росавтодора, парк многотонников насчитывает 1,7 миллионов машин. Получается, что в системувнесен каждый второй автомобиль. Эксперты отмечают, что все ритейлеры и крупные перевозчики прошли регистрацию. Системой не пользуются те, кто не ездит по федеральным дорогам и занят исключительно внутригородскими перевозками.
««Платон» работает только в рамках федеральных магистралей.В остальных случаях платить ничего не нужно, чем и пользуются многие грузоперевозчики», - отметил Дмитрий Зотов, глава лизинговой компании «Трансфин-М».
«Если перевозчик объезжает федеральную трассу, то ему ничего не грозит. Все иные варианты обойти систему являются незаконными. Есть умельцы, которые отключают свои бортовые устройства или активируют их лишь при подъезде к специальным фиксирующим воротам. Как раз для борьбы с подобными противозаконными действиями в 2017 году был изменен регламент работы системы, что позволило осуществлять восстановление маршрутабольшегрузов», - объяснил Вадим Плотников, технический директор группыAsstrA.
Предполагаемая Росавтодором массовая консолидация рынка грузоперевозок происходит лишь частично. «Компании-гиганты не спешат образовываться, поскольку рынок и так заполнен крупными транспортниками с большими автопарками», - отметил Дмитрий Зотов.
По его словам, в последнее время существенно сократилось количество нелегальных перевозчиков, которые не смогли выдержать дополнительной финансовой нагрузки. За одну единицу техники в месяц приходится платить около 8 тысяч рублей. Плата за пользование федеральными магистралями составляет 4-6% от объема затрат на транспортировку, что существенно сказывается на деятельности мелкого бизнеса.
««Платон» сильно ударил по финансовому состоянию небольших перевозчиков, оказывающих услуги за наличные средства, а ведь таких в регионах насчитывается достаточно много. Они жалуются на введение в действие единого реестра НДС. Такие изменения выгодны крупным компаниям, которые раньше испытывали трудности в связи с демпингом цены мелкими экспедиторами», - говорит Анна Качурец, гендиректор компании GroozGo.
Эксперты утверждают, что именно благодаря комплексу мер и новой системе сборов удалось обелить рынок грузоперевозок. «Сейчас в России постепенно набирает обороты автоматическая система весогабаритного контроля. Предполагается, что до 2020 года на дорогах появится более 300 специализированных комплексов мониторинга. Реализуется программа международного электронного документооборота и система электронных транспортных накладных», - добавила Качурец.
Введение «Платона» оказало незначительное влияния на состояниеавтопарка. В 2017 году продажи новыхбольшегрузов выросли на 60% по сравнению с 2016 годом по причине стабилизации экономики. Влияние новой системы, связанное с усилением контроля весогабаритных норм, косвенно способствовало расширению автопарка компаний. «Изменения сразу ощутили на себе перевозчики нерудных материалов. Теперь для перевозки некоторых грузов приходится использовать не один, а два грузовика», - отметил Антон Мордвинов, сотрудник ГК «Альфа-Лизинг».