На конференции «ИТС Регионам», недавно прошедшей в Рязани, было выработано принципиальное решение: бортовые весы на каждой из осей транспортного средства помогут модернизировать весовой контроль, а устанавливать данный тип оборудования следует перевозчику.
Сохранность автомобильных дорог в России – одна из основных задач региональных и федеральных властей. К сожалению, эффективно решить ее до сегодняшнего дня не удавалось, однако новый подход в системе определения веса автомобиля позволит продлить срок службы дорожного полотна и значительно улучшить качество трасс.
Аббревиатура «ИТС» известна далеко не каждому автовладельцу. Под ней подразумевается комплекс интеллектуальных транспортных систем (от метеорологических станций до камер наружного наблюдения), задействованных для рационального использования дорожной инфраструктуры. Первые элементы системы появились еще в 1990-х годах и представляли собой отдельные счетчики скорости движения транспорта. Впоследствии к системе были добавлены автоматизированные посты контроля веса, метеостанции, датчики степени скольжения на дорожном покрытии и т. д.
Основной задачей ИТС является обеспечение безопасности дорожного движения, но с некоторых пор она будет задействована для мониторинга весового воздействия на дорогу. К примеру, урон от одного перегруженного транспортного средства сопоставим с воздействием 50 тыс. легковых автомобилей. В результате получается патовая ситуация, когда дорожные службы ремонтируют покрытие в соответствии с нормативными требованиями, а перегруженные машины за один проезд приводят его в негодность.
Приведем немного статистических данных: протяженность федеральных трасс составляется свыше 50 тыс. км, при этом в соответствие с нормативами приведено порядка 39 тыс. км (79% от общего количества). С нагрузкой на ось более 10 тонн могут эксплуатироваться только 29% федеральных трасс, но по факту в режиме перегруженности постоянно функционируют более 11 тыс. км трасс или 22% дорог.
Игнорирование требований максимальной нагрузки на ось допускает подавляющее большинство российских перевозчиков. Вместе с тем, 73 контрольных пункта (25 из которых автоматизированные) не справляются с текущим транспортным потоком. Административное взыскание за движение с перегрузом для организаций составляет всего 150-500 тыс. рублей, но далеко не всегда удается выявить автомобиль, нарушающий требования по допустимой массе. Недобросовестным перевозчикам удается избежать административного взыскания следующими способами:
Более того, перевозчики используют юридические методы ухода от административных взысканий. Наиболее распространенным из них является утверждение, что в момент совершения нарушения транспортное средство было передано в аренду другому лицу.
Сегодня только иностранные производители изготавливают грузовики с вмонтированными автоматическими весами на осях. Отечественные компании выпускают транспортные средства без данных устройств. Поэтому для решения проблемы превышения допустимой нагрузки на дорогу необходимо обязать всех перевозчиков устанавливать весы на свой автопарк. Пока пункты контроля есть возможность объехать или скрыть номера, найдутся и те, кто захочет нарушить установленные правила. Все это требует строгих мер по сохранению качества дорожного покрытия.