Пугающий в стране рост цен на топливо может отрицательно повлиять на рынок автоперевозок. Кто непосредственно задействован на этом рынке, готовится к худшему. Как показывает статистика, падает собираемость «Платона», становится выше средневозрастной уровень автопарков. И, как нередко случается, именно клиентам придется расплачиваться, а не правительству, которое не смогло предусмотреть негативные последствия своих опрометчивых действий.
Если верить Росстату, стоимость бензина в текущем году значительно повысилась, если сравнить с декабрьской ценой прошлого года: за 5,5 месяца на 8,5%. В зависимости от региона, в середине июня текущего года рост ставок на топливо по отношению к началу года составил 5-10%. Если же вспомнить прошлогодние показатели начала летнего сезона, то становится совсем грустно: колебания составляют от 7 - 13,5%.
В 2017 году считалось, что динамика увеличения цены на топливо для авто является «ползучей», а сейчас же она приобрела скачкообразный характер. Заметное повышение цены было отмечено в апреле, а затем этим отличился и май, когда за АИ-92 пришлось автовладельцам выкладывать финансов больше. Особенно ощутимо по карману ударили цены в центральной зоне России и на Дальнем Востоке.
В чем же причины таких казусов? Эксперты насчитывают их несколько. К основным можно причислить сферу макроэкономики.
Считается, что виновен мировой рынок: на нем растут котировки на нефть. Потому к маю стало понятно, что продажа нефтепродуктов зарубежным партнерам очень перспективна. И такая выгода негативно сказалась на поставках на рынок внутренний, что привело к тому, что российские АЗС стали торговать топливом, опираясь на мировые расценки.
Во второй половине мая 2018 года была большая надежда, что цены нормализуются. Но остановить повышение не удалось, лишь немного его придержать. ФАС потребителей не утешила, а сетевиков слегка пожурила.
В 2018 г. произошло событие, которое также отразилось на цене топлива: были внесены в законодательство некоторые изменения, что привело к увеличению акцизов. Как известно, их величина сразу отражается на внутренней ценовой политики на топливо.
Изменения носили позитивный характер, необходимо было осуществить планы по строительству автомобильных трасс, улучшить инфраструктуру, где очень в этом нуждаются. Прежде всего на полуострове Крым и Дальнем Востоке, в Калининграде. При этом правительством не были учтены внутренние факторы.
Одной из причин считается весенний перерыв в работе многих НПЗ из-за ремонта. Как итог, в марте и апреле количество топлива для авто упало, в некоторых регионах существенной оказалась его нехватка. Причем существенную роль сыграл предстоящий футбольный чемпионат. В местах его проведения временно прекратили работу нефтехимические предприятия, потому традиционные ремонтные работы проходили не по очереди, как заведено, а в нарушение графика. Потому в конце мая удалось лишь затормозить рост цен, несмотря на более щадящую политику по взиманию акцизов.
Держат обещания по ценам крупные нефтяные компании, но независимые АЗС в данном случае позволить себе такого не могут, слишком большими убытками оборачивается такая политика.
Пока меры по стабилизации ситуации в правительстве не приняты, но к осени все же есть надежда, что все изменится в лучшую сторону.
Высокий рост цен на бензин разоряет автоперевозчиков, потому рентабельность перевозок стоит на нулевой отметке, перевозчики вынуждены работать в тени, спасаясь с помощью демпинга ставок на перевозки.
А правительство РФ пока в поисках пополнения бюджета, ведь пришло время покрывать расходы на проекты. Но пока рост цен на топливо дестабилизирует рынок, старение парка продолжается. Опасно и то, что будет сокращение расходов на подготовку кадров и экипировку машин.