Отечественные компании, занимающиеся международными автоперевозками, просят Минтранс закрыть программу поддержки зарубежных конкурентов. По их мнению, субсидировать можно только грузоотправителей, которые непосредственно сотрудничают с российскими фирмами.
Минтранс официально поддержал данную инициативу. Представители ведомства намерены изменить действующую процедуру субсидирования экспорта машиностроительной продукции. Иностранные грузоотправители будут иметь возможность частично компенсировать свои транспортные расходы только при заключении договоров с российскими компаниями. Минтранс уже направил в Минэкономразвития соответствующий проект изменений.
Стоит отметить, что в прошлом году Ассоциация международных автомобильных перевозчиков обращалась в Минтранс с аналогичной инициативой. Основным камнем преткновения стало наличие правила о компенсации из государственного бюджета до 80% затрат, связанных с транспортировкой экспортируемых высокотехнологичных товаров. Получают подобные субсидии грузоотправители, но в действительности происходит покрытие затрат на услуги зарубежных логистических компаний. На реализацию данной программы государство выделило 26,3 миллиарда рублей на период с 2017 по 2019 года.
При этом с нового года максимальный размер субсидий сократили до 7% от общей стоимости контракта (ранее было 25%). Данная информация взята из официального письма РЭЦ, направленного в адрес экспортеров. Также отметим, что в декабре 2018 кабмин согласовал реализацию нацпроекта, призванного увеличить объемы экспорта до 2024 года к отметке 250 миллиардов долларов.
По мнению Валерия Алексеева, вице-президента Российского автотранспортного союза, в случае принятия новой схемы субсидирования ситуация будет урегулирована. На сегодняшний момент экспортерам выгоднее сотрудничать с иностранными логистическими компаниями, что вызвано особенностями действующего законодательства России.
«В Польше наиболее крупные производители обязаны работать только с местными компаниями. Если субсидии будут предназначены для отечественных экспедиторов, то они смогут модернизировать свой автопарк и существенно повысить объем перевозок», - говорит Виктор Сазонов, заместитель генерального директора компании «Грин Лайн».
При этом иностранные перевозчики находят в таком решении определенные экономические риски. «Рынок могут заполнить новые посредники, которые будут регистрироваться как российское юрлицо, после чего нанимать для выполнения услуг иностранных перевозчиков. В такой ситуации конечный потребитель столкнется с увеличением стоимости перевозки. Также возможны контрмеры со стороны зарубежных стран», - считает Дмитрий Пикалов, глава отдела транспортной логистики в Itella.
«Получение российскими перевозчиками эксклюзивного права на субсидии позволит выполнить задачи, закрепленные в нацпроекте по наращиванию экспорта. При этом необходимо разработать специальную дифференцированную шкалу, которая позволит определять размер компенсации в зависимости от расстояния и категории перевозимой продукции», - отметил Борис Рыбак, директор консалтинговой фирмы Infomost.
По мнению представителей машиностроительной отрасли, с введением новой схемы существенно уменьшится количество перевозчиков попадающих в число тех, кто может воспользоваться госпрограммой. Также возникнут сложности с однозначным признанием компании отечественной (юрлицо может иметь иностранных акционеров).