В течение десяти месяцев 2012 года, по статистике данных ОАО «РЖД», увеличилась погрузка грузов, перевозимых по железным дорогам России по отношению к такому же периоду прошлого года, на 3,2%. В то же время, с начала 2012 года продолжается снижение темпов железнодорожных перевозок, не позволяющее извлекать выгоду при росте спроса на услуги операторам подвижного состава.
По прогнозу министра транспорта Максима Соколова, который он высказал в ходе заседания правительства 8 ноября, к концу 2012 года вырастет рост погрузки до 3,3%. И запланированный показатель работы железнодорожного транспорта на текущий год, будет превышен. Но в то же время, в 2013 году, из-за повышения тарифов на грузовые перевозки с 1 января на 7%, рост темпа погрузки будет незначительный.
Несмотря на оптимизм и спокойствие чиновников, основные участники рынка, а именно операторы основного подвижного состава, испытывают опасения. В результате внедрения новых условий в передвижении вагонов по железной дороге, с технологической разбалансировкой железнодорожной сети, увеличения вагонного парка и числа операторов, стали возникать пробки при передвижении грузов. Одновременно чувствуется нехватка локомотивов. Усугубляет эту проблему наличие «узких мест» в инфраструктуре железнодорожной дороги.
Для увеличения эффективности управления вагонопотоком, в конце 2011 года, более 100 тыс. универсальных полувагонов дочерней Второй грузовой компании, были переданы в управление ОАО «РЖД». Но, к сожалению, динамика снижения скорости доставки грузов по железнодорожной сети продолжается.
Это вызвано тем, что для перевозки одинакового количества груза, теперь требуется большее количество вагонов, что понижает рентабельность работы операторов вагонов и не разрешает извлекать прибыль от роста спроса. Также, дополнительные полувагоны лишены многих ограничений связанных с передвижением в порожнем состоянии, которые налагаются на вагоны частных операторов, что приводит к дополнительной потере независимых участников рынка. При переезде в регион Дальнего Востока из европейской части через Западно-Сибирскую магистраль, те вагоны операторов, которые не включены в угольный пул, должны или заключать с уполномоченным оператором соглашение на погрузку угля в Кузбассе, или по территории Казахстана двигаться в объезд.
В связи с тем, что с 1 ноября введен унифицированный тариф на порожний пробег, увеличен штраф налагаемый на операторов за неэффективный простой вагонов, ситуация должна улучшиться.
До конца 2012 года продажа вагонных парков крупными промышленными холдингами, как отмечает генеральный директор исследовательского агентства Infranews Алексей Безбородов, должна завершиться, и 2013 год будет отмечен знаком профицита универсальных полувагонов. Одновременно, может произойти снижение дохода операторов (который можно определить ставкой посуточной аренды за вагон). Профицит полувагонов существенно отразится на вагоностроительном производстве.
Проблема скажется и на сегменте нефтеналивных систем. Объем перевозок нефти не растет, что связано с недостаточной модернизацией заводов по переработке нефти, введение дополнительных нефтяных трубопроводов.
По прогнозам эксперта, в дальнейшем произойдет стабильный рост контейнерного потока.
Директор группы Globaltrans Сергей Мальцев подчеркнул, что для обновления парка локомотивов, необходимо привлекать частные инвестиции. В отраслевом законодательстве внести нормы, которые предусмотрят систему саморегулирования на рынке железнодорожного транспорта.
В любом случае цены на железнодорожные перевозки, например из/в Москву нужно рассчитывать заранее, обращаясь к менеджерам транспортных компаний и учитывать сезонную загрузку направлений по России.