На международной выставке-конференции TransRussia 2019, проходившей 17 апреля в Москве, представители крупнейших логистических компаний обсудили наиболее актуальные проблемы транспортного рынка России. Они неоднократно отмечали, что постепенно происходит изменение структуры рынка, который в ближайшие годы отметиться своей консолидацией. Малых перевозчиков станет значительно меньше, а крупные компании будут расти.
При этом участники дискуссии положительно смотрят в будущее. Ольга Федоткина, глава СЭЛ, уверенно заявила о том, что для частных перевозчиков на рынке всегда найдется работа, ведь они могут сотрудничать с крупными компаниями по договору субподряда.
«При закрытии ИП для человека ничего не изменится. У него останется его опыт и техника, что позволит продолжить работу уже в крупной компании. Любой бизнес всегда связан с определенным риском», - отметил Владимир Рыбак, глава МОЭС.
По мнению Людмилы Симоновой, эксперта в области управления цепочками поставок, исчезновение малых перевозчиков действительно происходит в сфере транспортировки сборных грузов. Этот сегмент рынка требует наличия особых технологий и сложных систем, поэтому войти в него просто с парой машин весьма проблематично.
Однако говорить о массовом исчезновении ИП абсолютно неправильно. «Рынок e-commerce преимущественно заполнен частными перевозчиками. Они сотрудничают с крупными компаниями в рамках договоров субподряда. Их там очень много и каждый находит себе работу. Также малые фирмы успешно продолжат свою деятельность в сегменте стрит-ритейла», - сказала Людмила Николаевна.
Валерий Войтко, член ассоциации «Дальнобойщик», также согласен с наличием негативных тенденций для частных перевозчиков. «Рынок автомобильных перевозок постепенно схлопывается, что вызвано рецессией экономики нашей страны. Именно на перевозчиках кризис отражается сильнее всех, поскольку они ответственны за развозку продуктов экономики. Все мои коллеги из разных регионов России отмечают снижение объемов производства и потребления», - сказал Войтко.
Рынок придется покинуть тем транспортным компаниям, которые не смогут приспособиться к меняющимся условиям. Они останутся лишними, если не будут соответствовать современным требованиями к предпринимателям.
Стоит отметить, что рынок покидают и крупные компании с большим штатом сотрудников и автопарком. Почему так происходит?
Хорошие прибыли многих компаний имеют место благодаря наличию нелегитимных схем взаиморасчетов с отправителями грузов или за счет налаженных отношений с представителями власти. В один момент губернатор меняется – и полностью рушиться вся отлаженная схема, что приводит к разорению подобных фирм.
Стоит отметить, что в регионах остаются востребованными машины, осуществляющие 1-2 перевозки товарных партий в неделю. По-прежнему нужны услуги водителей, которые способны доставлять грузы в самые отдаленные уголки страны, куда крупный перевозчик не захочет ехать.
В больших компаниях прибыль делается на обороте. При низкой марже имеются тысячи автомобилей, что и приносит хорошие деньги. Другие перевозчики во многом зависят от регулярности и объемов заказов грузоотправителей в их нише.
Также влияние на рынок оказывает и усиление контроля со стороны государства. Наиболее гибкие игроки, которые смогут приспособиться к новым условиям, останутся на рынке. Любые проблемы можно решить, главное, чтобы были заказы.