Прошлый год выдался для перевозчиков непростым, однако 2019 может стать еще сложнее. Аналитики аудиторской компании KPMG провели исследование транспортного рынка России, и получили неутешительные результаты. По их информации, в нынешнем году издержки перевозчиков увеличатся на 30%.
В 2018 году расходы увеличились по причине повышения стоимости горючего. В сравнении с 2017 годом дизельное топливо стало дороже на 16%. Транспортники произвели индексацию тарифов, а для защиты от непредвиденных потерь, связанных с резким подорожанием горючего, начали использовать в договорах поставки дополнительный пункт, который предполагает повышение тарифа, если произойдет внезапный рост цены топлива.
Также перевозчикам стало сложнее работать после того, как контролировать регистрацию в «Платоне» начал Ространснадзор. За первые 6 месяцев работы служба смогла существенно увеличит объемы собираемых штрафов. По словам многих дальнобойщиков, сегодня штрафы оформляются реже. Назвать причину их снижения никто не может.
Перевозчики, которые в 2019 году регистрировались в «Платоне», автоматически потеряли право на вычет из суммы транспортного налога платы за пользование федеральными дорогами.
Авторы исследования считают, что стоимость горючего продолжит расти, поскольку повышается НДС и акцизы. Также издержки увеличатся в связи с усилением контроля весогабаритных показателей. В регионах уже активно появляются пункты АСВГК. Штрафы за перевес могут достигать 500 тысяч рублей, что заставляет «серых» перевозчиков следовать установленным правилам.
Повышение издержек напрямую связано и с масштабным обелением рынка. Правительство активно борется с недобросовестными перевозчиками. При этом выход из тени означает для них появление существенной налоговой нагрузки. Многие компании не смогут работать в новых условиях и будут вынуждены покинуть рынок.
Увеличение расходов может стать импульсом для консолидации рынка, который покинут неконкурентоспособные компании, а также привести к оттоку заказов в сторону железной дороги.
По мнению специалистов KPMG, улучшить свое финансовое положение перевозчики могут за счет внедрения новых технологий. В первую очередь это цифровые решения, позволяющие оптимизировать маршруты, контролировать параметры грузов и заранее вычислять стоимость транспортировки.
Также эксперты уверены, что в будущем сокращения издержек можно достичь за счет использования беспилотных транспортных средств. Существует мнение, что к 2030 году свыше 70% водителей потеряют работу, поскольку за них все будут делать беспилотники. До России последние технологические новинки обычно доходят с опозданием, однако в данном направлении государство работает достаточно активно.
Члены Национального союза экспертов транспорта и логистики подтверждают актуальность перечисленных проблем. В организации посчитали, что тарифы по итогам 2018 года увеличились на 8-15%. Помимо указанных выше факторов влияние оказали нестабильность курса валюты, повышение стоимости большегрузов и запчастей к ним.
Также возникла новая проблема – недостаток квалифицированных водителей. Ранее это было актуально для стран Европейского Союза, но теперь с аналогичным препятствием столкнулись и российские перевозчики. Дефицит кадров заставляет транспортные компании улучшать условия труда, что требует поиска дополнительных средств.