Производители продуктов хотят, чтобы правительство сохранило действующую ставку тарифа «Платона». Свою позицию они мотивируют возможным ростом цен и целым рядом других отрицательных последствий.
С 1 июля по новым правилам перевозчики вынуждены платить 2,04 рубля за один пройденный километр, что на 14 копеек больше предыдущего показателя. Согласно утвержденному плану правительства следующее повышение стоимости пользования федеральными трассами произойдет в феврале следующего года. Тариф будет откорректирован с учетом уровня инфляции, а индексацию планируют проводить ежегодно.
Бизнес считает подобные действия властей несвоевременными. Представители Ассоциации компаний розничного сектора торговли, Национального союза экспертов транспортной сферы и Союза производителей безалкогольных напитков направили Дмитрию Медведеву официальное обращение, в котором просят перенести изменение тарифа на 2020 год.
Предприниматели уверены, что грядущая индексация приведет к существенным негативным последствиям для бизнеса. Повышение «Платона» может вызвать рост количества «серых» грузоперевозчиков и привести к увеличению стоимости продуктов ежедневного спроса.
Избежать резких скачков цен можно при условии, что правительство, как минимум за год, будет предупреждать предпринимателей о грядущей индексации тарифа. Благодаря этому отправители грузов смогут планировать свой бюджет на основании новых издержек, а перевозчики – установить корректные тарифы на свои услуги. Для подписантов обращения наиболее приемлемый вариант – единоразовый рост «Платона» в феврале следующего года на 30 копеек. За счет такого решения у грузоотправителей будет возможность пересмотреть действующие контракты.
По мнению Бориса Рыбака, президента Межотраслевого экспертного совета развития дорожной отрасли России, увеличение цен на продукты не произойдет, поскольку издержки перевозчиков увеличатся незначительно.
«На простых людях это никак не отразится. После введения «Платона» было проведено множество исследований. Повышение тарифа не влияет на стоимость продукции. Если рост цен действительно произойдет, то причиной этому точно не станет «Платон»», - отметил Рыбак.
Аналогичного мнения придерживается Светлана Воронцова, занимающая пост вице-президента группы компаний «Транспортная интеграция». «Рост возможен, но незначительный. Увеличение стоимости услуг транспортных компаний ожидается в пределах 1-3%. При таком повышении и наличии высокой конкуренции в транспортной сфере перевозчики не станут перекладывать новые затраты на конечного потребителя», - сказала Воронцова.
Но директор отдела маркетинга фирмы «Pony-Express» Давида Шамаева иная точка зрения. «На первый взгляд 14 копеек совсем небольшая сумма, однако, умножив ее на сумму всех километров, которые проходят грузовики транспортных компаний, получается достаточно внушительная сумма. По текущим расчетам повышение составит в пределах 3-5%. Даже в такой ситуации клиенты могут начать искать более дешевые варианты, рассматривая альтернативу использования железнодорожных перевозок», - заявил Давид Шамаев.
Также с 1 июля больше не действует постановление правительства, которое искусственно сдерживало рост цен на горючее. Эксперты считают, что с учетом данного факта повышение «Платона» выглядит несвоевременным решением, поэтому инициатива о переносе индексации тарифов является правильной.