Согласно данным Росстата, по итогам мая грузооборот автотранспорта повысился на 3,1%. По сравнению с апрелем (грузооборот составил 14,7%) темпы роста значительно упали, при этом за первые 5 месяцев автотранспорт демонстрирует лучшие показатели роста среди различных видов транспорта.
Однако перевозчики говорят о снижении объемов грузов. Эксперты отрасли придерживаются аналогичной точки зрения.
По словам Людмилы Симоновой, управляющего партнера ИА M.A. Research, грузооборот автомобильного сегмента действительно вырос, при этом количество грузов повысилось незначительно. «По тоннажу есть положительная тенденция, но она находится в пределах 1%. Что касается коммерческих клиентов, то здесь наблюдается сокращение грузовой базы», - отметила Симонова.
Получается, что рост грузооборота вызван резким повышением дальности осуществляемых перевозок. «В связи с ухудшением спроса на внутреннем рынке и девальвацией рубля повысился экспорт. Отечественные транспортные компании стали больше сотрудничать с Китаем и Европой. Повышение дальности перевозок происходит и внутри страны. Крупные торговые сети ведут активную деятельность в данном направлении, где автомобильный транспорт конкурирует с железнодорожным», - сказала Людмила Симонова.
По словам Андрея Ботвиньева, эксперта логистической сферы, дальность автоперевозок на территории России увеличивается в связи с ростом сегмента сборных грузов. Для железнодорожного транспорта такие заказы неинтересны. Они больше подходят автоперевозчикам, поскольку доставка может осуществляться в самые отдаленные уголки страны.
«В связи с ростом объемов сборных грузов увеличилось количество заказов между компаниями из центральной части России и Дальним Востоком. Также поспособствовало увеличению грузооборота строительство Крымского моста. Еще одна причина – изменение структуры товарооборота. Промышленная продукция постепенно вытесняет товары народного потребления. Такая тенденция наблюдается в разных регионах России. В будущем подобная ситуация сохранится», - отметил Ботвиньев.
В связи с ухудшением динамики роста грузовой базы снизились объемы продаж автомобилей грузового класса. Александр Бабушкин, глава отдела продаж компании «Скания-Русь», считает, что главной причиной такой ситуации на рынке является увеличение издержек транспортных компаний. «В условиях, когда перевозка грузов невостребована, компании не будут приобретать новые автомобили», - сказал Бабушкин.
Аналитическое агентство «Автостат» опубликовало результаты исследования, согласно которым у крупнейших производителей грузовых машин наблюдается существенный спад объема продаж. За период с января по июнь 2019 года компании продали на 14% меньше грузовиков, чем за аналогичный период 2018 года. Больше всего снизились продажи у DAF (-36,4%), наименьшая просадка наблюдается у Mercedes-Benz (-3,9%).
«Конечно, снижение спроса на большегрузы частично вызвано замедлением динамики роста грузовой базы. Однако стоит отметить и другие причины. В течение последних лет крупным перевозчикам удалось обновить свои автопарки, поэтому сейчас они просто не нуждаются в новых автомобилях. Также на перевозчиках сказывается общая экономическая ситуация в стране. У бизнеса отсутствует уверенность в завтрашнем дне», - сказал Андрей Ботвиньев.