Одной из наиболее серьезнейших проблем, с которыми сталкиваются российские заготовители леса, является транспортировка древесины. Так, затраты на доставку леса потребителю составляют около половины суммы, получаемой от продажи древесины.
Конечно же, сложности с транспортировкой своей продукции испытывают практически все российские предприниматели, например, в последнее время вышло много новостей о перегрузке всех узловых станций Свердловской железной дороги, что серьезно осложняет грузоперевозки по Свердловской области для промышленных предприятий, вышедших из кризиса и наращивающих объемы производства.
Однако именно для лесозаготовительных предприятий этот вопрос стоит особенно остро, поскольку перевозить сырую древесину в разы сложнее, чем остальную продукцию промышленного производства. К тому же лесозаготовительные предприятия находятся, как правило, вдали от благоустроенных трасс. Казалось бы, в таких условиях гораздо удобнее использовать железнодорожные или водные пути сообщения. Тем не менее, транспортировка леса осуществляется именно с помощью автотранспорта, так как этот способ считается экономически более выгодным.
Почему же лесозаготовители отказываются от использования железнодорожного и водного транспорта, еще недавно считавшегося наиболее подходящим для перевозки леса? Ответ на этот вопрос дал Валерий Писарев, генеральный директор холдинговой компании «Череповецлес». По его мнению, основным преимуществом автомобильного транспорта перед остальными являются надежность и более низкая себестоимость.
Несовершенство транспортной системы страны является главной причиной закрытия многих отечественных лесозаготовительных предприятий. Сэкономить на доставке продукции покупателю удается тем лесозаготовщикам, которые используют для этого собственные автомобили. Примером этому служит тот же «Череповецлес», являющийся одним из лидеров на лесозаготовительном рынке Вологодской области.
Разумеется, перевозка леса автотранспортом тоже имеет ряд недостатков, главный из которых – постоянное повышение стоимости дизельного топлива. Только в 2012 году его стоимость повысилась на 30-40%, что существенно повысило цены на грузоперевозки леса. Это действительно является серьезной проблемой, особенно учитывая тот факт, что дизельное топливо необходимо не только для транспортировки готового леса, но для обеспечения процесса его заготовки.
Для того, чтобы перевозка леса была действительно экономичной, очень важно перевозить продукцию напрямую от лесозаготовительной делянки к покупателю. При каждом перегрузе лесоматериала с одного авто на другое или с авто на палубу или вагон, происходит потеря части продукции, которая в денежном эквиваленте может составлять до 150 руб. с кубометра леса. Избежать таких потерь позволяет использование надежных и вместительных автомобилей. По этим показателям импортные авто имеют значительное превосходство перед отечественными машинами. Однако здесь перед лесозаготовителями встает следующая проблема. Дело в том, что максимально возможная загрузка автотранспорта – около 30-40 кубометров леса (за рубежом – максимум 60 кубометров).
Существует ограничение веса транспортируемого груза для областных и районных дорог – не более 6,5 тонны в одном автомобиле. Другими словами, передвижение полностью загруженной машины возможно только на дорогах федерального значения. Вот и приходится лесозаготовителям терпеть убытки, отправляя в пункт назначения авто, загруженное лишь частично.
Следует отметить, что в некоторых областях Росси порог максимально возможного веса перевозимого груза повышен до 10 тонн, но это существенно влияет на качество дорог – дорожное полотно не выдерживает нагрузок и быстро приходит в негодность.
Некоторые лесозаготовительные предприятия по-прежнему используют для транспортировки леса водный и железнодорожный транспорт. Как правило, это происходит в том случае, если потребитель предоставляет таким предприятиям собственные вагоны, поскольку их аренда нерентабельна для лесозаготовителей. Так, стоимость доставки 1 кубометра леса из г. Бабаево в Финляндию (на границу) обходится минимум в 15 евро. Что касается цен на транспортировку водным транспортом, они также достаточно высоки, что объясняется высокой стоимостью горюче-смазочных материалов. Для примера: доставка 1 кубометра древесины по маршруту Белое озеро-Швеция стоит минимум 25 евро.
Таким образом, из всех способов транспортировки лесозаготовителям остается выбирать наиболее экономичный.