Работа Свердловской железной дороги уже давно вызывает массу недовольств со стороны предприятий Урала. Большинство транспортных компаний Екатеринбурга давно поняли, что лучше решать проблемы самостоятельно, чем вести бесполезную борьбу с железнодорожниками. Одно из таких решений – транспортировка грузов автотранспортом.
С другой стороны, в период 2012 года оборот грузов на Свердловской железной дороге вырос примерно на 7%. Однако, если рассматривать картину грузооборота по отраслям, налицо его снижение:
По словам Сергея Басманова, директора Уральского союза лесопромышленников, никакой положительной динамики после введения реформы РЖД нет. Никакого решения проблемы железнодорожных грузоперевозок представители союза не ожидают.
Основная часть клиентов РЖД постепенно уходит к автоперевозчикам, и последние подтверждают этот факт. Причем, как отмечает Александр Трехтенберг, заместитель директора по стратегическому развитию ОАО «Лорри», это касается не только доставки грузов из Екатеринбурга, но и по России в целом. Вследствие проведения реформы РЖД ожидается дальнейшее снижение доли железнодорожных грузоперевозок в пользу автоперевозок. В конечном итоге, железная дорога будет использоваться исключительно для грузов, транспортировка которых с помощью автотранспорта запрещена.
По словам А. Трахтенберга, обвинения в нечестной конкуренции, которые звучат в адрес автоперевозчиков со стороны железнодорожников, абсолютно необоснованные. Ведь клиенты отдают предпочтение автомобильным грузоперевозкам не только из-за более выгодных расценок, но и из-за более высокого уровня надежности. Отправляя груз автотранспортом, предприниматели уверены в том, что он будет вовремя погружен и доставлен по месту его получения. В то же время на железной дороге груз может отправиться по неверному маршруту, с задержкой. Да и довольно часто приходится долго ждать подачи вагона для загрузки. Поэтому сейчас многие уральские предприниматели (в том числе и производители труб, черного металла и т. д.) отказываются от услуг РЖД и перевозят свою продукцию автотранспортом.
Эту тенденцию подтверждают и эксперты из компании «Единая Торговая Система Урал», приводя в пример работу екатеринбургской компании «ТрансКонтейнер», которая является монополистом в сфере железнодорожных грузоперевозок в регионе. Ввиду полной зависимости «ТрансКонтейнера» от РЖД, клиенты компании довольно часто сталкивается с множеством проблем. В качестве преимуществ автоперевозок специалисты «Единой Торговой Системы Урал» отмечают скорость доставки груза и обработки заказов, а также удобство этого вида транспорта.
Тем не менее, по мнению экспертов, спрос на железнодорожные перевозки полностью не исчезнет, поскольку в некоторых случаях именно этот вид транспорта является незаменимым. Например, при доставке из Кореи груз отправляется только в контейнере, поэтому последующая его транспортировка по России возможна только по железнодорожным путям.
Что касается проблем РЖД, то они в последнее время изменились. Долгое время остро стоял вопрос недостатка вагонов, а в данный момент проблему представляет их переизбыток. С августа 2012 года значительно увеличилось число вагонов, простаивавших без загрузки 3 и более дней на путях вблизи промышленных объектов. Их количество достигало 23 000.
Прогнозы специалистов РЖД относительно этой проблемы неутешительны: с начала 2013 года число вагонов, находящихся на простое, достигнет 150 000, из них полувагонов – 90 000, цистерн – 30 000.