На рынке грузоперевозок автомобильным большегрузным транспортом, наметилась заметно ощутимая тенденция к спаду. Автомобильныегрузоперевозки в целом по России снизились на 3,3 % по сравнению с 2012 годом. В Уральском регионе фактор спада автотранспортных перевозок гораздо заметнее: грузоперевозки в Екатеринбурге автомобильным транспортом снизились в среднем на 9,0 %.
Самые лучшие показатели в этой отрасли имели место в 2008 году. В настоящее время отставание от этого перспективного года составляет 40 %. Аналитики выделили несколько групп производителей, которые заметно снизили объёмы перевозок. Это производители металлоконструкций, практически все строительные компании, производители мяса и мясной продукции, а так же многие химические производства и полиграфисты.
Большой резонанс вызвало решение о запрете на продажу алкогольной продукции в киосках ларьках и маленьких магазинах. Это нанесло ощутимый финансовый удар по поставщикам продукции в мелкие розничные сети.
Если внимательно рассмотреть ситуацию, сложившуюся на рынке автоперевозок Екатеринбурга, то легко можно выделить три негативные причины:
Первый пункт обусловлен ростом числа компаний грузоперевозчиков. Если в 2008 году на рынке автомобильных грузоперевозок, в Екатеринбурге, было всего 300 компаний, то к 2013 году их число превысило 700. Правда, в этой ситуации, компании не располагающие достаточно большими активами вынуждены покинуть рынок.
Ситуация с демпингом не менее напряжённая. Демпинг – значительное снижение цен на товары или услуги с целью захвата какого-либо сегмента рынка. Снижая цены многие компании, таким образом, получают приоритет на заказы. Немаловажным фактором является и то, что широкое распространение получили тендеры и аукционы, где заказы получает именно та компания, которая предложит выполнение работы по минимальной цене.
Доходность компаний по сравнению с 2012 годом уменьшилась на 4 %. Снижение цен на услуги обусловлено тем, что некоторые компании, выходя на рынок автомобильных грузоперевозок, приобретают большегрузы в кредит или берут в лизинг. Большая конкуренция ставит такие компании в сложные финансовые условия, когда кредит или оплату за лизинг отдавать просто нечем. Компаниям, чтобы не попасть в финансовую кабалу, приходится прибегать к активному демпингу.
Последняя серьёзная причина спада на рынке грузоперевозок – это постоянный рост цен на дизельное топливо. По сравнению с 2009 годом топливо выросло почти в два раза, а точнее на 72 %. Если взять тариф на перевозку груза, то получится, что топливные расходы составляют порядка 35 %. Если учесть, что роста тарифов практически нет, то вполне естественно, что доходность компаний падает.
Немаловажным фактором, в сложившейся ситуации, являются нормативные акты принятые государством. По мнению руководителей транспортных компаний, все они играют негативную роль.
Оборудование всех автомобилей грузоподъёмностью свыше 3,5 тонн тахографами приведёт к сокращению дневного пробега. Опытные водители нарабатывали 800 – 1000 км в сутки, а введение нового закона сократит пробег до 400 км. Заработки станут меньше, возрастёт ротация кадров, а заказчики будут вынуждены пересматривать графики поставок.
Взимание платы с грузовых автомобилей грузоподъёмностью от 12 тонн за проезд по федеральным трассам из расчёта 3,5 рублей за километр, «съест» 10 % от тарифа.
И наконец необоснованное усложнение таможенных процедур на территории России ещё больше осложнит и без того непростую ситуацию на рынке грузовых перевозок.