Что ждёт российскую логистику в ближайшем будущем? В настоящее время основной поток товаров идёт во все регионы России через Москву, в том числе такое мощный поток, как товары из стран АТР. В самое ближайшее время доставка грузов из Китая будет приходить в страну через Дальневосточный регион и в частности через Владивосток, что пойдёт на пользу всем участникам внешнеэкономической деятельности.
По мнению Генерального директора компании «РИ Лог» Виктора Ерукаева, складирование и непосредственные перевозки грузов не являются основной задачей логистики. Важнейшимвопросом является организация грузопоставок таким образом, чтобы суммарные затраты были минимизированы. И это относится ко всем звеньям цепи, – от компании поставщика до потребителя.
Любая логистическая компания осуществляет гибкое и адаптированное управление потоками грузов. Необходимо проанализировать возможности всех видов транспорта, который можно использовать для перемещения грузов между регионами, просчитать все возможные варианты и предоставить владельцу груза точную схему доставки. Она должна включать в себя перечень необходимого транспорта, а так же промежуточные узлы, включая склады временного хранения.
До 1999 года само понятие «логистика» было известно весьма ограниченному кругу лиц. В настоящее время ситуация кардинально изменилась, но многие, особенно Дальневосточные, компании трактуют это понятие достаточно ограниченно подразумевая только перевозку и складирование товара. В результате непросчитанной организации грузопотока может возникнуть дефицит какого-либо вида товара и очень часто многие компании предпочитают транспортировать груз быстро, но дорого, чем дёшево, но медленно. В конечном итоге все затраты окупаются.
Почему компании Дальнего Востока ещё не используют все преимущества логистики в полном объёме? Всё дело в том, что европейские торговые компании работают в условиях жесточайшей конкуренции, а компании Дальневосточного региона пока функционируют в достаточно мягких условиях. Отсутствие конкуренции снижает стимул к развитию, а так же негативно сказывается на точном маркетинге и грамотном менеджменте. В развитых зарубежных странах опытные логистические компании работают по схеме “Justintime” – «точно в срок» или по схеме с нулевым запасом товаров на складах. У нас это пока невозможно. Прогнозировать цепочку «спрос-предложение» достаточно сложная задача, но используя методы математического анализа, – это возможно с высокой степенью вероятности.
Какой вид транспорт наиболее выгоден для Дальневосточного региона? Весь транспорт легко характеризуется тремя параметрами:
Если внимательно проанализировать все плюсы и минусы основных видов транспорта, то самым выгодным для любой компании будет использование автомобильного транспорта. Имея меньшую грузоподъёмность, автомобиль обладает большой скоростью и, как правило, более точными сроками доставки. Очень серьёзная тема это высокая стоимость грузовых авиаперевозок в России. Это связано с использованием не грузового, а пассажирского авиатранспорта. Наша страна, пожалуй, единственная в мире, которая не использует специализированные грузовые самолёты.
Не менее серьёзная проблема связана с железнодорожным транспортом. Из-за переизбытка товарных вагонов, который достигает 35 – 45 %, станции буквально забиты порожняком. Из-за этого падает скорость подвижного состава и если посмотреть статистические выкладки за 2013 год, то можно заметить, как сократилась доля железнодорожных перевозок и как выросла доля использования автомобильного транспорта. Именно в 2013 году автомобильные перевозки сравнились по стоимости с железнодорожнымиперевозками. Сейчас груз, который можно разместить на железнодорожной платформе и имеющий вес порядка 30 тонн дешевле везти автомобильным транспортом.
Несмотря на отдельные недостатки логистическая система Дальневосточного региона всё-таки меняется, и в ближайшее время её ожидают весьма позитивные и многообещающие перемены.