Что происходит на рынке экспедиторских услуг, какова структура этого бизнеса и как кризис повлиял на основных игроков этого рынка. Кризис – это всегда спад производства, спад потребления и снижение уровня продаж. В этих условиях конкуренция значительно ужесточается, при этом в борьбе за клиентов часто используются незаконные способы. Это коррупция, «чёрный пиар» и вредительство конкурентам. То, что большинство этих методов подходит под определённые статьи в УК РФ мало кого интересует. Идёт самая настоящая борьба без правил.
Сегодня в сфере перевозок многие транспортные компании Екатеринбурга выходят на клиентов напрямую, а чтобы получить выгодный заказ практикуется демпинг и даже перекупка, за большие деньги, опытных сотрудников у конкурирующих компаний. Конечно, если сотрудник имеет большие связи в верхних эшелонах власти. Немаловажен и тот факт, что борьба за клиентов, выгодные заказы и большие объёмы ведётся не только между отечественными и зарубежными компаниями, но и между иностранными перевозчиками.
Иностранные компании, работая на нашем рынке, договариваются с зарубежными клиентами ещё в своих странах. Поэтому конкурентная борьба начинается за границей, а поскольку иностранные компании уже имеют солидный опыт работы в условиях жесточайшей конкуренции, то они быстро набирают объёмы.
Российские транспортные компании сильно разобщены и поэтому будут проигрывать зарубежным компаниям в конкурентной борьбе. Большое значение имеет и тот факт, что наши компании не защищены перед государством, точнее перед нечистыми на руку чиновниками.
Перевозка представляет собой обычный рыночный продукт, и от качества этого продукта будет зависеть и выбор заказчиком компании-перевозчика. Клиент заинтересован в широком комплексе услуг и качестве предлагаемого сервиса. Все заинтересованы в налоговой чистоте и безопасности, а многих может заинтересовать возможность отсрочки платежа.Перевозчик же заинтересован в гарантированных объёмах заказов и в своевременной оплате.
Поскольку более 70 % перевозчиков – это крохотные компании с парком 2-10 машин, поэтому, в целях экономии, они пытаются заняться собственным экспедированием. Но такое ведение дел на сегодняшний день практически нежизнеспособно. В условиях кризиса все машины будут эксплуатироваться очень жёстко, и почти все деньги будут уходить на поддержание парка автомобилей в рабочем состоянии.
В перспективе ставки на перевозки будут расти, но очень низкими темпами, поэтому расходы, в силу определённых обстоятельств, будут превышать доходы. Это связано, прежде всего, с сокращением объёма перевозок. В 2013 году уровень транспортных перевозок снизился на 13 %.
Особенно сложно будет перевозчикам в зауральском регионе. Там сложно поменять работу в условиях кризиса и трудно продать бывшую в эксплуатации технику. Большинство перевозчиков взяли машины в лизинг, исходя из ежемесячного платежа в 1500-2500 евро сроком на 4 года. Но транспортные средства изнашиваются, их необходимо ремонтировать и перевозчики будут вынуждены прибегать к демпингу, пока машины ещё работоспособны.
Некоторые компании перейдут к сотрудничеству с крупными экспедиторами, но многих перевозчиков ситуация заставит уйти с рынка. В кризисной ситуации клиенты будут требовать увеличения отсрочки платежей, а сами будут задерживать выплаты насколько возможно. Задолженность клиентов будет увеличиваться из-за снижения их платежеспособности. Заказчик может обанкротиться, причём контролировать его финансовое положение практически невозможно, а получить информацию крайне трудно. Только крупные компании способны выдержать многомиллионные удары, а мелкие грузоперевозчики покинут рынок.
Данные изменения затронут и отрасль автоперевозок Екатеринбурга – без консолидации многим будет сложно, а возможно и вообще придется покинуть рынок. Не малые проблемы доставляет государственный протекционизм в Китае и даже в Казахстане, на последний должно быть обращено пристальное внимание российского правительства – т.к. это протекционизм внутри таможенного союза.
В сегменте экспедиторских услуг растёт мошенничество с использованием подставных фирм, а на дорогах процветают грабежи и разбойные нападения на транспорт. По сравнению с 2012 годом количество грабежей транспорта выросло на 57 %. Страховые компании обеспокоенные ситуацией, отказываются от заключения договоров, особенно с мелкими компаниями.
Ставшая в последние годы популярной перекупка ответственных кадров может привести компанию, против которой направлена акция, к полному банкротству из-за потери клиентов и особо выгодных заказов. Бывает и так, что перекупая сотрудника с хорошими связями и наработанной клиентской базой, ему могут обещать, что угодно, но выполняют свои обещания, как правило, единицы. Поэтому не грех забывать о «разбитом корыте».
Вместо того чтобы строить замки из песка, в условиях кризиса, необходимо объединяться. Среди российских экспедиторов наибольшие шансы на выживание имеют крупные компании, бизнес которых имеет различную направленность. Но в любом случае необходимо сократить нецелевые расходы и увеличить эффективность и согласованность всех звеньев бизнеса.