Все перевозимые негабаритные изделия предназначены, как правило, для дорогостоящих проектов с участием государства. Но складывается ситуация, что все эти перевозки связаны с нарушениями закона. Частные компании не имеют в своём распоряжении атомные реакторы, поэтому государство должно быть заинтересовано в своевременной доставке на место крупногабаритных грузов. Но вместо этого компании-перевозчики постоянно сталкиваются с коррупцией и нарушениями закона.
В России не более 100 компаний, которые работают с грузами, вес которых превышает 100 тонн. Из них приблизительно половина базируется в Северо-Западном регионе. Это обусловлено тем, что в Санкт-Петербурге находится крупнейший порт. Типичная компания, работающая в этом сегменте – это небольшая фирма, имеющая 5-8 машин и штат порядка 20 человек.
Вся продукция, с которой работают такие компании – только государственная и деньги в проектах связанных с перевозкой негабаритных грузов тоже государственные. Из-за многочисленных проблем, компании, занимающиеся негабаритными грузоперевозками, объединились в Союз автоперевозчиков крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов (САКТОГ). Основная цель союза – защита прав и интересов компаний-перевозчиков. Официальных участников этого союза пока 15. Дело в том, что многие руководители компаний боятся вступать в союз.
Многие уверены, что пока платятся солидные взятки и откаты компания может работать, а если чиновники узнают, что кто-то пожаловался на этот беспредел, то заказов эта компания больше не получит. В транспортировках негабаритного груза складывается интересная ситуация: получить согласованное разрешение Росдормониторинга на перевозку груза порядка 60-80 тонн используя законные методы практически невозможно.
Такие же сложности возникают при получении разрешения на сопровождение груза автомобилями ГИБДД. Если ширина груза превышает 4,5 метра, то по закону оно обязательно. Наделе всё получается гораздо сложнее. Между заказчиком и исполнителем находятся, так называемые, «прокладки» то есть маленькие фирмы посредники, куда и обращаются перевозчики. Эти фирмы могут за сумму порядка 2-4 тыс. рублей ускорить процесс. Между государственными компаниями и этими «прокладками» отработана чёткая схема финансового взаимодействия и если кто- то из перевозчиков будет действовать в рамках закона, у него ничего не получится.
Все сроки будут искусственно затягиваться, и получить разрешение в течение 15 дней, как это указано в приказе Минтранса № 258, практически невозможно. Вот и приходится брать конверт с определённой суммой и обращаться к посреднику.
Не отстаёт и ГИБДД. Если официального разрешения нет, а пробить его очень сложно, то за неофициальное сопровождение с компании-перевозчика возьмут 150 рублей с километра. То есть доставка негабаритного груза из Москвы до Санкт-Петербурга обойдётся от 100 до 150 тысяч рублей в зависимости от груза.Объёмы перевозки сверхгабаритных грузов на рынке грузоперевозок относительно невелики и этот сегмент чиновникам неинтересен, поэтому руководители компаний стараются всеми силами привлечь внимание к своим проблемам.
В последние годы компании-перевозчики пишут многочисленные жалобы в прокуратуру, в Минтранс РФ, в аппарат Президента, но конструктивного диалога пока не получается, поскольку нужно менять законодательство, упрощать процедуру выдачи разрешений и сделать наконец рынок перевозок «белым», а пока он остаётся «чёрно-серым». Можно прямо заявить, что Росдормониторинг со своими обязанностями не справляется, поскольку процедура выдачи разрешений за последние несколько лет только ухудшилась.
Так же необходимо пересмотреть и переработать Правила перевозки грузов автомобильным транспортом. Там имеются совершенно расплывчатые, неконкретные формулировки. Например: «Груз должен быть распределён и закреплён» и это всё. Подобных формулировок более чем достаточно. Нужна серьёзная и ответственная работа, но Минтранс РФ ограничивается только отписками.
Много проблем так же связано с дорогами. Если Северо-Западный и Центральный регионы обладают более-менее нормальной дорожной сетью, то за Уралом ситуация близка к критической. Состояние дорожного покрытия оставляет желать лучшего. Кроме того на многих трассах высота сооружений над дорогами составляет не 6 метров, как положено, а 5 и такой просвет мал для перевозки крупногабаритных грузов, поэтому приходится строить маршрут по сложной объездной схеме.
Не менее серьёзная проблема – технологические дороги. Они всегда прописаны в проектах перевозки сверхгабаритных грузов. На их строительство выделяются миллионы государственных средств, но они не строятся.
Если смотреть на транспорт в целом, то это низкорентабельная отрасль. Для транспортных компаний, показатель рентабельности в 3-4 %считается очень неплохим. Много средств уходит на топливо, замену шин, ремонтные работы. Есть ещё масса проблем требующих своего решения и одна из них, - это страхование. Компании-перевозчики страхуют груз по требованию заказчика и за его деньги. А со страхованием самих транспортных средств возникают проблемы. Видимо идёт передел рынка страховых услуг и из всего множества компаний, остались только Росгосстрах и «РЕСО». В настоящее время рынок перевозки крупногабаритных грузов минимализировался.
Компании владеют большим количеством грузовой техники, и в данное время предложение доминирует над спросом. Многие компании продают свои машины и уходят в другой бизнес, не надеясь на улучшение ситуации.Необходимы крупные государственные проекты, которые обеспечат рост и развитие транспортной отрасли связанной с перевозками негабаритных и тяжеловесных грузов.