Если посмотреть на Российский автомобильный транспортный рынок, связанный с международными перевозками грузов, то он оценивается приблизительно в 7,1 млрд. долларов в год. Это соответствует перевозимым грузам в количестве 33 млн. тонн. Объёмы нашего рынка уже давно очень интересуют зарубежных перевозчиков. Можно сказать, что наш рынок международных перевозок – очень лакомый кусок. Несмотря на это, нашим перевозчикам удаётся достаточно уверенно удерживать в своих руках около 40 % рынка или порядка 13,5 млн. тонн грузов.
Это даётся нашим транспортникам с большим трудом из-за очень неравнозначных конкурентных условий. По информации, полученной из Ассоциации международных автоперевозчиков, в странах Западной Европы, автотранспортное средство совершает в год 130 тыс. км пробега при этом принося прибыль владельцу не менее 12 000 евро за один рейс. В нашей стране эти показатели заметно меньше – 110 тыс. км и 7 000 евро. К этому можно добавить высокие налоговые нагрузки и неравнозначные условия приобретений транспортных средств. Минимальная арендная ставка в Российской Федерации составляет 8 %, в то время как в Польше она равняется 4 % процентам, а в Литве 2,5 %.
К тому же у нас имеется такое понятие как утилизационный сбор, который выплачивается в пользу государства при покупке автомобиля. В других странах, даже членах таможенного союза, такого сбора нет, поэтому российский перевозчик приплачивает к стоимости грузовика определённую сумму, которая может достигать 12 тыс. евро. Пожалуй, единственное, что у нас есть положительного, так это стоимость дизельного топлива, но стоит только пересечь границу, этот фактор сходит на нет, из-за высокой стоимости ДТ в странах Западной Европы.
Таким образом, из-за налогов и дороговизны транспорта наши перевозчики за последние годы потеряли не малую долю рынка грузоперевозок по России импортных грузов.
В перевозках грузов на различных направлениях объёмы перевозок могут, как увеличиваться, так и уменьшаться. Например, в нынешнем году несколько снизилась активность наших перевозчиков на западном направлении, но не везде. Так на финском направлении падение активности наших транспортников уменьшилось на 30 % из-за смены логистических схем, а перевозки через Белоруссию выросли почти в два раза. Наши перевозчики достаточно активно работают в направлении Китай-Монголия, доля перевозок составляет почти 87 %. По странам Западной Европы этот показатель равен 64 %, а по странам Восточной Европы он не превышает 30 %.
Активизировались перевозчики из Дагестана, и объём перевозок в направлении Ирана достиг в 2013 году 210 тыс. тонн, а вот Казахстан жёстко лимитирует перевозку грузов по своей территории и выдаёт всего 5 000 разрешений в год для российских перевозчиков.
На рынке международных транспортных перевозок предстоит решить ещё множество проблем. Одним, из наиболее серьёзных, считается вопрос о нарушениях зарубежными перевозчиками требований российской таможенной и разрешительной систем. Перевозчики из стран Балтии. Польши, Украины, Молдавии и Белоруссии путём переоформления документов, осуществляют перевозки грузов из третьих стран. Поскольку с таким нарушениями выполняется не менее 25 % всех рейсов, то ущерб отечественному рынку составляет порядка 5 млрд. рублей в год.
В Госдуме подготовлен законопроект, прошедший второе чтение, о совершенствовании государственного контроля, за международными грузоперевозками. Контрольным органом станет Ространснадзор с правом наложения штрафов за нарушения разрешительной системы Российской Федерации. Штрафы вырастут очень заметно: с 5 до 150 тыс. рублей и это совершенно справедливо, поскольку в странах Евросоюза к российским перевозчикам даже за незначительные нарушения применяются самые жёсткие меры, вплоть до задержания автомобиля.