Леонид Штейнберг — президент логистической ассоциации Татарстана и коммерческий директор крупной транспортной фирмы «Кама-Тракс» утверждает, что запрет на ввоз продуктов питания из стран Евросоюза серьезно отразится на работе транспортно логистических компаний, которые в Россию эти продукты доставляли. Штейнберг не исключает, что транспортную отрасль ждет серьезный спад.
Возможные последствия эмбарго на ввоз продовольствия из Евросоюза для отечественных грузоперевозчиков Леонид Штейнберг анализирует в статье для «БИЗНЕС Online». Он подчеркивает, что транспортную отрасль ждут проблемы, сравнимые с бедами кризисного периода 2008-2009 годов, если вопрос не будет решен в ближайшие месяцы. Большинство транспортных компаний, не имея достаточного финансового запаса, вряд ли долго продержатся на плаву.
Штейнберг полагает, что фирма «Кама-Тракс», специализирующаяся на перевозке оборудования, находится в сравнительно благоприятной ситуации, поскольку сможет, в случае необходимости, переориентироваться на работу с российскими предприятиями. Но те транспортные компании, что специализируются на перевозке рыбной и сельскохозяйственной продукции из Европы, уже испытывают серьезные трудности.
С введением санкций рушатся привычные логические связи, которые налаживались в течение долгих лет и с большим трудом. Рынок сформирован, новых заказчиков найти непросто. Грузовики, как правило, приобретаются в лизинг. Машины должны работать, а не простаивать, поскольку необходимо платить по долгам. Для того чтобы переманить к себе нового клиента и закрепиться на российском рынке, транспортные компании, которые специализировались на международных перевозках, прибегают к демпингу. Компании, которые работали в России всегда, уже испытывают это на себе.
В связи с тем, что транспортные компании, теряющие зарубежные контракты, активно использовали лизинг, срываются лизинговые платежи. Если в течение месяца предприятию не удается найти средства на оплату лизинга, грузовики просто напросто забирают. В проигрыше здесь все, и перевозчики, и сами лизинговые компании. Грузовики после изъятия реализовать исключительно трудно.
Леонид Штейнберг констатируют в своей статье, что спад покупательской способности на грузовой транспорт наметился задолго до введения эмбарго на ввоз продовольствия из стран Евросоюза. С введением санкций многие автоперевозчики и вовсе лишились свободных финансовых средств. Спрос на грузовики существенно упал и на первичном, и на вторичном рынке. Ранее серьезные перевозчики стремились после закрытия лизинга продать трехлетний грузовик и купить новый, сегодня парк не обновляется, поскольку старые грузовики покупать некому.
Штейнберг в своей статье рекомендует чиновникам и бизнесменам Евросоюза одуматься и хорошо посчитать собственные убытки от санкций против России, введенных по указанию США. Европа поддержала Америку, но Штаты вовсе не собираются поддерживать европейцев. Европейские фермеры и производители продуктов питания терпят колоссальные убытки. Они не знают, что делать с полученным урожаем и не представляют кому сбывать произведенную продукцию.
Российская экономика также страдает от введения взаимных санкций. И все же Леонид Штейнберг не теряет оптимизма. Европейскую продукцию заменит продукция из Азии и Южной Америки, и вскоре грузоперевозки будут возобновлены в прежних объемах.