В августе 2014 года Российская Федерация ввела полное эмбарго на поставки в страну продовольственной продукции из стран Евросоюза, включая соседку Польшу, а также из Норвегии, Канады, Штатов, Австралии. Под санкции попали говядина, свинина, вся птичка, сыр, молоко, фрукты. Ограничения введены в качестве ответных мер на санкции вышеперечисленных стран.
Автоперевозчики Республики Беларусь несут колоссальные убытки из-за российского эмбарго на поставки продовольствия из Европы. Многие белорусские транспортные компании, такие как гродненская «Белмагистраль» и «Интертрансавто» (г. Дзержинск) специализировались на грузоперевозках из Европы в Россию, поскольку ранее наиболее прибыльными являлись именно эти маршруты. С потерей европейского рынка транспортникам приходится искать новые грузы и новые направления.
По свидетельству информационной компании БелаПАН, белорусский транспортный парк включает в себя порядка 1700 специализированных рефрижераторов, которые приобретались для транспортировки в Россию европейских продуктов, нуждающихся в особом температурном режиме. Компании, которые перевозили продовольствие рефрижераторными прицепами, а их в Беларуси около трети, пострадали от санкций особенно сильно. Компания Интертрансавто таких рефрижераторов не имеет. Но даже у нее объемы перевозок упали почти на треть. Европейских грузов в Россию теперь идет значительно меньше, поэтому убытки терпят даже те перевозчики, которые никогда не были связаны с продовольствием.
Автоперевозчики, ввозившие в Россию литовские молочные продукты, лихорадочно ищут новые товары, не попавшие под санкции. Специализированный транспорт продать исключительно трудно. Поэтому он загружается продукцией, которая не нуждается в особом температурном режиме. Рефрижераторы вторгаются на рынок, который занят грузовиками с тентовым прицепом. Растет конкуренция, снижается стоимость грузоперевозок. Представители компаний Белмагистраль и Интертрансавто утверждают, что в этом сегменте ставки в среднем упали процентов на 15, а по многим категориям, опустились гораздо ниже. Ранее грузы из Берлина в Москву доставляли за 3000 евро, а нынешняя цена составляет порядка 2000 евро.
В автопарке компании Белмагистраль есть 18 рефрижераторов, которые, с учетом амортизационных расходов и оплаты километража, выгоднее продать, чем использовать не по прямому назначению. Возить в рефрижераторах мебель, как это уже делают некоторые компании, по меньшей мере абсурдно. Заработная плата в компании уже упала процентов на 60. Но полные убытки еще не подсчитаны. Менеджмент в активном поиске новых транспортных направлений, ориентируясь на Восток. Это Азербайджан, Армения, Грузия. Компания Интертрансавто активно наращивает взаимовыгодное сотрудничество с Казахстаном и Узбекистаном. Грузоперевозки в эти страны становятся регулярными.
Транспортники справедливо считают, что в любой ситуации можно отыскать достойный выход. Они осваивают новые транспортные магистрали, чтобы спасти свои компании от банкротства. Наиболее перспективным направлением считается освоение транспортных магистралей Казахстана. Услуги белорусских перевозчиков выгодны для компаний этой довольно стабильной, предсказуемой и дружественной страны. В Казахстане любят белорусов.
Ведутся активные переговоры по грузоперевозкам белорусской сельхозпродукции, которая будет поставляться в Россию дополнительно в связи с сокращением поставок европейского продовольствия. На белорусскую продукция в странах Таможенного союза имеется достаточно активный и стабильный спрос.