Грузоотправители предпочитают автотранспорт железнодорожному, поскольку сегодня этот тип грузоперевозок позволяет экономить нервы, время и денежные средства. На совещании представителей Московской и Юго-Восточной железных дорог, куда были привлечены основные и региональные грузоотправители обсуждались причины такого положения дел, а также ближайшие перспективы и планы железнодорожной отрасли. Грузоперевозки по России железнодорожным транспортом должны расти.
Руководитель территориального центра фирменного транспортного обслуживания Москвы А. Мартынов, считает, что автоперевозки выгоднее бизнесу, поскольку там лучше организован сервис, проще сама процедура заказа, нужно платить за использование инфраструктуры, можно использовать различные схемы оплаты транспортных услуг. Однако, если автоперевозчики перестанут нарушать весовые нормы, что в настоящее время является массовым явлением (весовая норма на автотранспорте превышается в среднем почти в полтора раза), то автоперевозки утратят свою привлекательность и не смогут в нынешних условиях составить конкуренцию перевозкам грузов по железной дороге.
На сегодняшний день на автодорогах России только 19 постов весового контроля, которые к тому же работают весьма нерегулярно. Сотрудники Госавтоинспекции в борьбе с нарушителями бессильны. Железнодорожники, стремящиеся нейтрализовать своих конкурентов, настоятельно советуют региональным властям наладить весовой контроль на автомобильных трассах. Это поможет субъектам РФ избежать громадных затрат на ремонт дорожного полотна, которое усиленно портят перегруженные автомобили. После введения сбора за проезд большегрузов по федеральным трассам грузоперевозчики уйдут на региональные. Потребуются большие дополнительные деньги на содержание местных автодорог, извлекать которые придется уже из областного бюджета. При соблюдении автоперевозчиками весовых норм, автодороги могли бы служить значительно дольше и без дополнительных финансовых вложений.
Железнодорожники намерены создавать условия, позволяющие сделать вагонные перевозки по России удобными и выгодными. Привлекать грузы на железную дорогу планируется путем улучшения сервиса, развития грузоперевозок по расписанию, используя контейнерные поезда и дифференцированно подходя к порядку ценообразования в местных перевозках. Рассматривается вопрос разрешить региональному центру корпоративного управления проводить самостоятельную тарифную политику в местных грузоперевозках.
Для начала предлагается контрейлерными поездами доставлять грузы в столицу. В будущем грузовые поезда не будут заходить в Москву в тех же больших количествах, как в настоящий момент. Но можно доставлять на максимально близкое расстояние груженые автомобили на железнодорожных платформах. Затем машины будут разъезжаться по нужным адресам. Такой вариант доставки является для столицы одним из наиболее перспективных. Погрузка-выгрузка производится быстро и без проблем. Железнодорожная сеть загружается. Региональные дороги освобождаются от перегруженного грузового транспорта.
Украинские события привели к трудностям с грузоперевозками на ЮВЖД. Сегодня острых проблем с пропускной способностью здесь нет. Грузы идут. Большой спад произошел по нефтеперевозкам (около 723000 тонн). Наблюдается спад по строительным грузам и цементу. На 568000 тонн возросли перевозки железной руды в связи с увеличением экспортных поставок в Китай и Японию. На 700000 тонн выросли перевозки зерна, что объясняется ростом мировых цен на пшеницу.