Правительство РФ планирует в ближайшем будущем увеличить до 3,7 рубля с километра плату за проезд по федеральным трассам большегрузных автомобилей масса которых превышает 12 тонн. Масштабные грузоперевозки наносят серьезный ущерб российской экономике, который оценивается в 2,5 триллиона рублей ежегодно. Чиновники решили, что бизнесмены получают прибыль, используя бесплатные государственные дороги. Их грузовики интенсивно разрушают дорожное полотно. Поэтому бизнес обязан вносить свой вклад в дорожный ремонт.
Со временем такую же плату планируется установить для грузовиков масса которых превышает 3,5 тонны, поскольку в совокупности они наносят автодорогам не меньше вреда, чем большегрузы. Чиновники считают, что транспортный сбор следует взимать не только на федеральных, но и на региональных автотрассах. Если заставить грузоперевозчиков платить за проезд по всей автодорожной сети, то у бизнеса проснется интерес к железнодорожному транспорту. Железные дороги с легкостью выдержат новую нагрузку. Ремонт железнодорожной сети не накладен. Автодороги освободятся от пробок.
Министр транспорта РФ М. Соколов оценивает будущий эффект от введения нового транспортного сбора в 130 миллиардов рублей в год Эти денежки пополнят российские дорожные фонды после введения сбора с большегрузов и с грузовиков массой свыше 3,5 тонны. Сборы с 12-тонных грузовиков составят порядка 50 миллиардов рублей в год.
Единственное, что не предусмотрели чиновникам — это выживут ли грузоперевозчики после такого удара и насколько взлетят тарифы. «Росавтодор» прогнозировал, что убытки компаний после введения нового сбора не будут превышать 0,5%. Но перевозчики считают подобный оптимизм абсолютно не уместным. Тем более, если действие сбора будет распространено на более легкие грузовики и на всю российскую автодорожную сеть. В конечном итоге в накладе останется потребитель. При росте в цене товара транспортной составляющей на 1%, сам товар дорожает на 3 % и более.
Идея транспортного сбора почерпнута из общемирового опыта, но в Европе столь высоких расценок нет ни в одной стране. Европейская плата в пересчете на рубли составляет не 3,7, а примерно 1,1 руб./км. На эти деньги в Европе осуществляется интенсивное дорожное строительство и создана отличная инфраструктура. Куда пойдут собранные денежки у нас — это большой вопрос.
«Росавтодор» планирует введение нового транспортного сбора на ноябрь 2015 года. Уже подписан договор с дочерней структурой по разработке, внедрению и эксплуатации системы сбора платежей с владельцев большегрузного транспорта. Как будет работать новая система транспортного сбора? В кабинах грузовиков планируется установить датчики ГЛОНАСС/GPS. Датчик будет фиксировать движение большегруза по федеральной автодороге. Юридическим лицам, которые проигнорируют установку прибора грозит штраф до 1 миллиона рублей. Для физических лиц планируется установить минимальную сумму штрафа в 5000 рублей. На автотрассах будут установлены стационарные и мобильные камеры.
Но каким образом все это будет осуществлено на практике непонятно до сих пор никому. Например, установить адекватный контроль весогабаритных параметров грузового транспорта не удалось до сих пор. Понятно, что процесс его введения не обошелся без коррупционной составляющей. Сроки введения нового транспортного сбора до сих пор под вопросом. Не завершены переговоры с банками. Неясно, каким образом будет организована техническая сторона дела. Фирмы, которым удалось выиграть тендеры на разработку системы слежения до сих пор не сумели предоставить надежные приборы.