С 1 апреля 2014 юридические лиц и индивидуалов, реализующих виды деятельности, связанные с эксплуатацией пассажирского и грузового автомобильного транспорта на территории России, обязали установить приборы контроля рабочего режима водителей — тахографы. За нарушение этого порядка введены штрафные санкции. Ранее тахографами оборудовался только автотранспорт, задействованный в сфере международных грузовых и пассажирских автоперевозок. На внутренние автоперевозки данные правила распространяются в связи с входом Российской Федерации в ВТО и присоединением нашей страны к ЕСТР (европейское соглашение, регулирующее трудовой режим водителей).
Перевозчиков обязали приобрести и установить на автотранспорте приборы контроля вместе с картами водителя и картой предприятия. Устанавливать тахограф необходимо в лицензированной автомастерской. Мастер обязан выполнить калибровку оборудования и проверить тахограф на наличие левых подключений. При обнаружении нарушений, мастеров обязали составлять служебные акты, которые направляются в транспортную инспекцию.
Однако несогласованность многочисленных законодательных поправок привела к тому, что к настоящему моменту тахографами оборудована только малая часть российского автопарка. Автомастерские не выполняют требования государственных органов. Зачастую тахографы устанавливаются с нарушением законодательных норм. Из-за законодательной неразберихи владельцы транспортных средств не понимают, какие требования предъявляются к устанавливаемому оборудованию.
Размер штрафа за отсутствие, нерабочее состояние и нарушение порядка эксплуатации тахографа составляет:
для юридических лиц — 5-10 тысяч рублей;
для частных лиц — 1-3 тысячи рублей.
Размер штрафа за нарушение водителем разработанного трудового режима — 1-3 тысячи рублей. К октябрю 2014 года возбуждено порядка 82000 административных дел.
Транспортное средство, задействованное в грузовых и пассажирских автоперевозках на территории РФ, должно быть оборудовано цифровым тахографом с блоком криптографической защиты информации. Транспортные средства, которые осуществляют международные автоперевозки, оборудуются тахографами международного образца.
В составе тахографа, помимо самого бортового устройства:
Считается, что цифровой тахограф является наиболее надежным и функциональным. Информацию, зафиксированную в цифровой памяти, нельзя стереть, изменить или скорректировать. Цифровой тахограф невозможно самовольно отключить, перепрограммировать, ввести в его память данные с левого датчика. Информация обо всех нарушениях оказывается у инспектора, который составляет соответствующий акт и накладывает штрафные санкции. Самым страшным наказанием для нарушителя является лишение лицензии на деятельность. Информация хранится в памяти тахографа не менее года.
Автодорожная безопасность во многом зависит от функционального состояния водителя, управляющего транспортным средством. Усталый и невыспавшийся шофер подвергает риску не только собственную жизнь и свое здоровье, но и жизни всех участников дорожного движения. Тахограф — многофункциональный прибор, который, помимо контроля трудового режима водителей, обеспечивает контроль скоростного режима авто, фиксирует дальность пробега и его местоположение транспортного средства в реальном времени. Использование тахографа должно оказать позитивное воздействие на автодорожную обстановку.