Российский рынок логистики ждут нелегкие времена и серьезные структурные преобразования. В 2015 году сфера транспортно-логистических услуг столкнется с непростыми проблемами, решить которые можно путем разработки правительственных мер по структурной перестройке в экономике, а также путем принятия мер гос. поддержки для малого и среднего бизнеса.
Непростая мировая экономическая ситуация вместе с западными санкциями привели к уменьшению инвестирования в инфраструктурные российские проекты. Началось сокращение объемов европейских и внутренних перевозок. Так, в последние годы интенсивно развивалась экспресс-доставка, которая напрямую связана с интернет-торговлей, создававшей этому сектору львиную долю загрузки. Падение рублевого курса делает долларовые покупки нерентабельными, поэтому интернет-торговля резко затормозилась. В октябре-ноябре 2014 года поток грузоперевозок из Европы сократился на 10%. В 2015 году объемы автоперевозок могут упасть на 15–20%, что приведет к резкому уменьшению числа транспортных компаний, работающих в этой сфере.
Нынешний мировой экономический кризис является структурным. На повестке дня переход к новому технологическому циклу. Вплоть до 2020 года торговля и финансы будут находиться в состоянии турбулентности. В этот период не следует рассчитывать на серьезные положительные изменения. В настоящее время во всем мире идет переток капиталов и формирование новых финансово-экономических мегаблоков. Капиталы уводят с развивающихся рынков и переориентируют на рынок США, где создаются предприятия нового технологического цикла. Меняется структура инвестиций в экономику КНР. Теперь капиталы в Поднебесной стремятся вкладывать в высокотехнологичные наукоемкие производства. На мировых биржах наметилась устойчивая тенденция к падению цен на промышленное сырье.
В новых экономических условиях перспективы российской экономики зависят не только от цен на нефть и промышленное сырье, но и от правительственной политики по стимулированию структурной перестройки. Без грамотной государственной поддержки Россию ждет неотвратимое снижение темпов роста промышленного производства и потребления. К сожалению, антикризисный план, разработанный и принятый в России, в отличие от других стран, не включает мер ни по стимулированию структурной перестройки, ни по стимулированию производства и созданию нормальных условий для функционирования малого и среднего бизнеса. Поэтому состояние российской экономики в 2015 году обещает оставаться вялотекущим.
В связи с введением европейских санкций, которые наложились на рецессию, перед российскими компаниями поставлена задача переориентации товарных потоков с западного направления на Восток. Ожидается, что в этих условиях будут пользоваться высоким спросом услуги транспортных компаний, которые специализируются на комплексной логистике ВЭД, так как бизнесу довольно сложно самостоятельно осуществить переход с европейских потоков на потоки из Китая.
В кризис жизненно-важно усовершенствовать внутреннюю логистику фирм, минимизировав издержки и повысив производительность труда. Снизить логистические затраты можно, упростив таможенное оформление товара и убрав лишние законодательные барьеры на евразийском пространстве. Необходимо разработать новые азиатские экспортно-импортные маршруты и начинать внедрение комплексного управления качеством с сфере транспортных услуг.