Производительность российской железной дороги, если рассчитать ее в тонно-километрах на каждого работника этой сферы, превышает подобные показатели в сфере железнодорожных перевозок Германии, Англии, Франции, Китая. Но парадокс заключается в том, что несмотря на громадные российские расстояния, грузовой оборот РЖД за единицу времени гораздо ниже грузооборота вышеперечисленных государств и почти в три раза ниже, чем в США. Почему это происходит?
Не последняя роль заключается в том, что будучи естественной монополией, РЖД регулярно повышает тарифы на грузоперевозки. Российские производители нефти, угля, металлургической продукции, которые традиционно используют услуги РЖД, серьезно обеспокоены бурным тарифным ростом. Промышленники обращаются в правительственные органы с просьбами его остановить, но лоббистские возможности железнодорожников гораздо выше, чем у промышленников. Компания РЖД использовала все свое влияние, чтобы компенсировать упущенную в прошлом году прибыль, когда тарифы были заморожены. По прогнозу Министерства экономического развития РФ к 2015 году стоимость железнодорожных грузоперевозок должна была возрасти на 7,5%, но на практике этот транспортный тариф проиндексировали на 10%, причем для международных грузов тарифный рост составил 13,4%.
Руководство компании РЖД объясняет, что тарифный рост внутри страны ниже роста инфляции, которая составила 11,4%. Президенту ОАО РЖД В. И. Якунину непонятно, чем могут быть недовольны промышленники. Подсчитав прибыль, которую из-за обрушения рубля получают экспортеры, компания РЖД планирует новое повышение тарифов на международные грузоперевозки.
В связи с ростом тарифов, российским экспортерам будет сложно конкурировать с иностранцами. Объем зарубежных грузоперевозок серьезно снизится, некоторые предприятия временно прекратят поставки либо сведут их к минимуму, что в свою очередь, негативно отразится на прибыли самой ОАО РЖД. Рост тарифов на перевозку грузов по железной дороге серьезно скажется на угольной отрасли, поскольку в кризис закупочная цена на уголь значительно упала, а себестоимость добычи серьезно возросла. В этих условиях затраты угольщиков на транспортные услуги составляют в себестоимости 45%. Экспортеры металлов и удобрений не столь серьезно зависят от транспортной составляющей. Аналитики советуют, что если роста не избежать, нельзя делать тарифы едиными для всех промышленных отраслей. Следует учитывать «разнорентабельность» компаний, которые транспортируют свою продукцию за рубеж.
У руководства РЖД имеется неприятная новость и для пассажиров, которые пользуются услугами железной дороги для зарубежных поездок. Монополия увеличивает тарифы на международных маршрутах для пассажиров. Дело в том, что РЖД осуществляет расчеты за использование зарубежной инфраструктуры в швейцарских франках. А банк Швейцарии отпустил франк, перестав держать его в определенных рамках по отношению к доллару и евро. Франк резко укрепился и подорожал по отношению к другим валютам, в том числе к рублю.
В настоящее время российские тарифы на грузоперевозки являются одними из самых низких в мире, что для страны с громадными просторами и большими расстояниями между городами, является нормальным явлением. Эксперты аналитики полагают, что наращивая тарифы, РЖД создал прецедент для других российских монополистов. В соседних странах часть инфраструктурных затрат по эксплуатации железнодорожного полотна берет на себя государство. Российское правительство только подключается к этому процессу.