По данным маркетингового агентства Russian Automotive Market Research российский авторынок новых грузовиков от 6 тонн стремительно сокращается. Несмотря на рост декабрьских продаж в 2014 году (уровень продаж в декабре по сравнению с ноябрем увеличился на 46%), на конец 2014 года отечественный автопарк тяжелых грузовиков составил лишь 81,5 автомобилей, что на 22% ниже уровня 1913 года.
Декабрьский продажный рост объясняется стремлением потребителей, которые ожидали в 2015 году серьезного повышения цен на тяжелые грузовики в связи с падением рублевого курса, закупить автотехнику по старой цене. В январе 2015 продажи упали на четверть. В связи с нестабильной экономической обстановкой в стране, которая обернулась резким спадом в строительстве, промышленном производстве и сокращением грузоперевозок, парк тяжелых грузовиков в 2015 году может уменьшиться до 60000 единиц.
В какой-то мере поддержать отечественный авторынок могут гозсакупки и продление программы утилизации старых транспортных средств. С 2015 года государственным предприятиям и муниципалитетам запрещается импортировать грузовики из-за рубежа. Поэтому грузовые автомобили, которые производятся на территории РФ получают преимущество. Помимо традиционных российских марок, в стране построены заводы, производящие Volvo, Hyandai, Scania, Renault, Iveco, MAN и др.
Правительство РФ давно планирует запретить эксплуатировать старую автотехнику, которая угрожает транспортной безопасности, загрязняет окружающую среду и повышает уровень шума. В.В. Путин, еще будучи премьер-министром, поддержал программу по стимулированию предприятий к обновлению автопарков. Предполагалось, что эксплуатационный срок грузовых машин будет ограничен пятнадцатью годами со ссылкой на то, что многие страны Европы ввели запрет на использование грузовиков старше десяти лет.
Однако в России в настоящее время ввести запрет для всех категорий автотранспорта — нереально. Возможно, что запрет будет распространяться на определенные категории автомобилей, например, на грузовой транспорт, предназначенный для транспортировки опасных грузов. Российский грузовой парк более чем на 50% состоит из автомобилей, которым более 20 лет. Если ввести запрет прямо сейчас, придется вывести из эксплуатации около 2200 тысяч единиц автотехники. Даже если предположить, что активно используется только половина автомобилей, все равно все российские заводы не смогут произвести столько новых грузовиков в короткий срок. Например, в стабильном 2012 году все автозаводы, которые функционируют в России, выпустили всего 224000 грузовиков. Существенно увеличить производственные мощности можно лишь в перспективе. Изменение производственных объемов занимает не менее года. К тому же транспортники, строительные и производственные компании вряд ли смогут закупать новую автотехнику по экономическим соображениям. Закупки потребуют больших финансовых вложений, а в период кризиса компании резко уменьшают затраты на обновление автопарка.
С введением запрета на эксплуатацию старой автотехники окажется под угрозой существование многих российских компаний, что пагубно отразится на экономическом и политическом климате страны. Предложение о запрете эксплуатации старых грузовиков, которое обсуждается уже несколько лет, негативно воспринимается представителями бизнеса и вряд ли будет реализовано в ближайшее время. Некоторые бизнесмены считают, что с введением этого запрета в России встанут практически все грузоперевозки. Проработка запрета на эксплуатацию изношенной автотехники продолжается.