Российский рынок международных грузоперевозок начинает существенно меняться. Грузопотоки из стран ЕС резко сократились, что сказалось на работе автотранспортных предприятий Урала. Эксперты констатируют: по сравнению с 2013 годом автотранспортные рейсы на западных направлениях сократились почти на 15%. При этом уменьшились и объемы перевозимых грузов. Многие автотранспортные предприятия снизили объемы грузоперевозок из стран Евросоюза в 2-3 раза.
Политика импортозамещения способствует росту интереса транспортников к соседним Китаю, Монголии, странам Юго-Восточной Азии. Товарооборот с азиатскими государствами будет только расти. Уральские логисты разворачиваются на восток и начинают активно использовать железнодорожный транспорт. Увеличивается дальность грузоперевозок. По железным дорогам в европейскую Россию идут товары с Дальнего Востока и из Китая. Объемы железнодорожных грузоперевозок с востока на запад серьезно увеличиваются. Но потенциал Екатеринбурга и области довольно высок. Это позволяет считать, что уральцы успешно справятся с возрастающим грузопотоком. Перевод грузоперевозок с автомобильного транспорта на железнодорожный позволит снизить нагрузки на областные автодороги. В ближайшем будущем Екатеринбург должен превратиться в современный международный логистический центр. Импорт контейнерных грузов вырос не столь значительно, но в случае его увеличения дальневосточные терминалы легко справятся с новыми объемами.
Член группы экспертов АСИ в Свердловске Александр Трахтенберг полагает, что проблема переориентации грузопотоков с западного направления на восток заключается в том, что далеко не все грузы удастся переориентировать на перевозку по железной дороге. Трахенберг считает, что по железной дороге нереально перевозить некоторые потребительские товары. По железной дороге традиционно перевозятся уголь и зерно. Железнодорожным транспортом можно, конечно, перевозить промышленный ширпотреб, но, например, пищевая продукция — это прерогатива автомобильных грузоперевозок. Недаром соседний Китай усиленно пробивает свой автомобильный танспотрный путь в европейские страны. От Китая до Санкт-Петербурга можно доставить товары с помощью автотранспорта примерно за 15 дней, такой короткий срок не сможет обеспечить ни один железнодорожный оператор. Для того чтобы перевозки по железной дороге стали более рентабельными и привлекательными для многих компаний, необходимо повысить скорость движения железнодорожного транспорта. Тогда перевозка грузов на дальние расстояния с помощью этого вида транспорта будут вне конкуренции.
Тем не менее железнодорожные грузопотоки на дальневосточной железной дороге существенно увеличиваются. В феврале 2015 года здесь проходило 669 вагонов в сутки. После завершения строительства железнодорожного полотна Маньчжурия (Суйфэньхэ) — Россия — Европа грузооборот с КНР стремительно возрастет. Автотранспортные компании из Россини, которые начинают работать в Китае, испытывают определенные трудности. Российские грузовые автомобили не могут въезжать на китайскую территорию дальше пятидесятиметровой приграничной зоны. Это ограничение серьезно осложняет логистику автомобильных грузоперевозок. Помимо этого, дальневосточные порты находятся на большом расстоянии от Екатеринбурга, что увеличивает продолжительность автоперевозок и делает их очень дорогими. В то время как перевозка грузов из Китая в Екатеринбург с помощью железнодорожного транспорта (Транссибирская магистраль) занимает порядка семи дней.