В связи с ухудшением инвестиционного климата, на российском рынке грузовых автоперевозок отмечена стагнация. Эксперты Росстата констатируют снижение спроса на большегрузные автомобили. В 2014 году производство российских грузовиков сократилось на четверть. Столь стремительное и сильное снижение говорит о проблемах российского рынка грузоперевозок.
Серьезные трудности испытывают грузоперевозчики российского юга. Санкционная война с Европой в полном разгаре. Реальная война и политическое противостояние привели к закрытию транзита через Украину. Грузовые автоперевозки в ЮФО упали после завершения олимпийского строительства. Падение промышленного производства наблюдается во всем мире, от Европы до Китая. Все эти факторы поставили транспортников российского юга в тяжелые условия. Многие компании вынуждены менять традиционные маршруты импорта-экспорта.
По данным Минтранса, объём грузоперевозок в Ростовской области упал с 8,153 миллионов тонн в 2013 году до 7,85 миллионов в 2014-м. Отмечено сокращение турецких автоперевозок, что связано с потерей паромных переправ через порты Украины. Грузоперевозчики несут убытки в связи с потерей фруктовых, овощных и цветочных рынков Польши, Голландии, Греции, Германии, Бельгии, Италии. Повышаются затраты на перевозку европейских грузов. Например, до украинского кризиса топливные расходы до Рима составляли порядка 80 тысяч рублей, а сегодня — 140 тысяч, поскольку теперь этот маршрут проходит через Беларусь. Ясно, что рост транспортных расходов негативно сказывается на конечной стоимости товара. По экспертным оценкам, убытки грузоперевозчиков южных регионов составили в прошлом году более 60%. Два десятка российских транспортных предприятий, которые тесно работали с компаниями Украины, перешли на внутренние российские линии. Усилившаяся конкуренция на рынке транспортных услуг вынуждает автоперевозчиков сдерживать тарифы. При этом вскоре расходы транспортных компаний на перевозку могут вырасти более чем на треть.
Хотя, не все и не везде так печально. После введения европейских санкций компании, лишившись возможности работать на европейских маршрутах, переориентируют транспортные потоки на Закавказье и Среднюю Азию. В 2014 году свою долю на российском рынке серьезно увеличили Армения и Иран. Укрепляются торговые связи с Азербайджаном и Грузией. Эксперты транспортного рынка прогнозируют рост автоперевозок из Узбекистана и Китая.
Что касается тарифов на автоперевозки, то, по прогнозам, в 2015 году они возрастут почти на треть. Автоперевозчикам предстоит платить за проезд большегрузов по федеральным трассам и оплачивать проезд по платным автомагистралям. С 2017 года Минтранс собирается взимать плату с большегрузов за проезд по региональным трассам. Растут цены на моторное топливо. Транспортным компаниям приходится раскошеливаться на оснащение автомобилей свыше 5 тонн тахографами. Падение рублевого курса привело к росту затрат на лизинговое обслуживание и на эксплуатацию импортной автотехники.
Небольшие компании уже сегодня вынуждены работать, получая минимальную прибыль. Чтобы выжить в новых условиях транспортники будут поднимать тарифы даже под угрозой потери клиентов. Часть автоперевозчиков уйдет с рынка, и тарифы расти. Во второй половине 2015 года грузоотправители, которые пользовались ситуацией на рынке и играли на снижение тарифных ставок, лишатся этих возможностей. А операторам придется искать компромисс между желанием удержать на плаву свою компанию и стремлением не отпугнуть оставшихся клиентов ростом тарифных ставок.