В августе 2015 исполняется год с того момента, когда Россия ввела эмбарго на ввоз продовольственных товаров из Евросоюза, Норвегии, США, Канады и Австралии. В результате этого запрета первыми пострадали отечественные транспортные компании, ввозившие импортное продовольствие страну. Компании, которые работали с импортными товарами переориентируют на грузоперевозки по России, что создает большую конкуренцию в этом сегменте транспортных услуг.
Положение российских грузоперевозчиков продолжает ухудшаться в связи со скачками валютного курса и резким спадом в экономике. Корреспонденты интернет-портала ПРОВЭД освещают современную ситуацию в российской логистике и пытаются спрогнозировать будущее.
Благодаря снижению импорта и сокращению расходов бизнеса на оплату транспортных услуг, почти все компании грузоперевозчики, попавшие в поле зрения корреспондентов ПРОВЭД, резко сократили объемы перевозок. В связи с падением спроса, снижаются тарифы на грузоперевозки как вне, так и внутри страны. Транспортные компании несут финансовые потери в связи с подорожанием кредитов и лизинга.
На сегодняшний день доля российского продовольственного импорта сократилась почти на 40%. Объемы грузоперевозок упали на 25-35%. Во второй половине 2015 года ожидается дальнейшее снижение спроса на услуги транспортных компаний, а следовательно, дальнейшее снижение тарифов. Темпы падения тарифов зависят от региона и от типа перевозок. Заказчики стараются минимизировать свои транспортные расходы и переходят на сборные грузы. На рынке ощущается транспортный профицит. Благодаря росту транспортных расходов, рентабельность бизнеса грузоперевозок существенно снизилась. Транспортники вынуждены минимизировать расходы. Сокращаются расходы на оплату труда. В связи с резким ростом рыночной конкуренции, транспортные компании стремятся удержать своих клиентов и привлечь новых. Для этого они расширяют перечень своих услуг, создавая дополнительные бесплатные сервисы.
Для российских грузоперевозчиков существует потенциальная угроза нашествия крупных иностранных транспортных компаний. Имея глобальные контракты, они могут работать в России по демпинговым ценам, а расходы компенсировать за счет других филиалов. Однако эксперты полагают, что в условиях кризиса иностранцы в Россию в массовом порядке не придут. Более того, в связи с санкциями, многие зарубежные компании с российского рынка уходят, поскольку работать и вкладывать средства в развитие бизнеса слишком рискованно. Хотя некоторые транспортные компании, например, из стран Балтии и Польши, чувствуют себя в России весьма комфортно, расширяют базу своих клиентов и никуда уходить не собираются.
Эксперты по-разному оценивают ближайшие перспективы развития отечественного транспортного рынка. Ясно, что место слабых игроков займут стабильные компании, имеющие сильную материальную и большую клиентскую базы. Состояние российского рынка грузоперевозок, включая спрос на услуги и тарифы, будет зависеть от общего состояния экономики страны. Многие считают, что с увеличением внутрироссийского производства и ростом внешней торговли прежний спрос на транспортные услуги восстановится. Тенденция к такому развитию событий есть. Например, многие заказчики транспортных компаний задумываются о развитии своих производств в России. Начинает расти российский экспорт в Китай и в страны БРИКС. В планах правительства к 2020 году довести объем экспорта в Поднебесную до 200 миллиардов долларов. Чтобы радужные планы были осуществлены, необходимо развивать транспортную инфраструктуру, ведя активное строительство, улучшая качество транспортных дорог и путей, открывая современные перегрузочные пункты, склады и терминалы.