Рост на 6-28% тарифов на автомобильные грузоперевозки и спад на 30–40% предложений грузоперевозчиков в связи с непродуманным вводом системы «Платон» подтверждают представители АКОРТ — Ассоциации ведущих торговых сетей России. «Платон» (плата за тонны) — автоматизированная система сбора денег за проезд тяжелых грузовиков (более 12-ти тонн) по автотрассам федерального значения, действует с середины ноября 2015 года.
Владельцев большегрузных автомобилей обязали регистрировать транспортные средства на официальном сайте системы Платон. Установить бортовое устройство, фиксирующее километры пробега грузовика по федеральном трассам или заполнять маршрутный лист. Перед каждым выходом в рейс они пополняют счет в своем кабинете. Действующая цена за километр пути — 1,53 рубля, но с 1 марта километр будет стоить — 3,06 рубля. Для юридических лиц штраф за проезд без оплаты — 450000 рублей при первом нарушении, а при повторном — 1 миллион рублей. По законопроекту, внесенному на рассмотрение в Госдуму, штрафы значительно снижены. С индивидуальных предпринимателей и юридических лиц за первое нарушение взимается штраф 5000 рублей, за повторное — 10000 рублей.
С момента ввода системы Платон километр пробега для ретейлоров, которые используют собственный автотранспорт, вырос в среднем на 6%. Для компаний, которые привлекают сторонних перевозчиков, рост составил 15%. Наблюдается серьезное сокращение услуг на рынке грузоперевозок, что привело к массовому срыву сроков доставки товаров. По стране простаивает 30% автопарка.
По подсчетам компании АКОРТ, за первые дни функционирования автоматизированной системы Платон, в точки продовольственной розничной торговли и на продовольственные склады страны, недопоставлено либо было поставлено с опозданием до 9% продукции. На розничные рынки Москвы и Подмосковья — до 45%.
Грузоперевозчики объясняют отказ выполнять заказы сложными условиями, в которые они поставлены из-за непродуманности нововведения:
Подобные последствия запуска спрогнозированы ассоциацией АКОРТ. Крупные российские ретейлеры и производители направили письмо премьеру Медведеву с просьбой отсрочить ввод системы Платон, где подробно указали причины. В частности, новый дорожный сбор увеличит себестоимость грузоперевозок до 20%, что спровоцирует рост цен на продовольствие и непродовольственные товары на 2 и 3% соответственно, породив тем самым новый подъем инфляции.
Представители РТИТС, компании разработчика и оператора автоматизированной системы, не согласились с приведенными в письме аргументами, считая, что при вводимом тарифе (1,53 руб. за километр) цены на грузоперевозки и на товары не могут столь высоко подняться, а авторы письма переносят на ввод системы все текущие проблемы рынка. В Росавтодоре заявляют, что в ведомстве не располагают подробной информацией о расчетах авторов письма Медведеву и не могут ничего комментировать.
PS. Поправки в закон «Об автодорогах» по снижению штрафов за неуплату проезда большегрузных авто по федеральным трассам одобрены Советом Федерации и утверждены президентом РФ В.В. Путиным 15 декабря 2015 года. Информация опубликована на федеральном сайте правовой информации.